Новости

«Воз­буж­ден­ная сви­ни­на» или Фуд-порно: что это и для чего?

Рассказывает писатель и кулинар Сталик Ханкишиев: “Порногра́фия — отображение сексуального поведения в литературе, изображениях, скульптурах, фильмах и др. с целью вызвать сексуальное возбуждение. Еда и секс равнозначимы для продолжения человеческого рода. Поэтому разговоры о еде и сексе действуют на человека одинаково возбуждающе – работают инстинкты».

fud-porno-top21

Фуд-порно уже стало общепринятым названием особой манеры фотосъемки блюд и продуктов.

Положенная в основу идея, что еда — это не только вкусно, но ещё и красиво, появилась в 60-тых годах, а последующий бум на фуд-фотографию породил целый жанр, который и получил наименование «Food Porn». Следует сказать, что эстетически к этому жанру можно отнести не только подобные фотоработы, но и многие произведения живописи, литературы и кинематографа. Хотя, в отличие от фотоискусства, где броский стиль зачастую используется с целью рекламы, «смежники» создавали свои произведения ради «красоты идеи». В целом же, «оппоненты» только обогащали субкультуру этого жанра. Фото­гра­фы, рабо­та­ю­щие в 60-тых над сери­ей фото­гра­фий «Вели­ко­леп­ные обе­ды» для жур­на­ла «LIFE» , не веда­ли, что гипер­ре­а­ли­сти­че­ски уси­ли­вая визу­а­ли­за­цию пищи, они созда­ют тренд на мно­гие деся­ти­ле­тия впе­ред, кото­рый оха­рак­те­ри­зу­ет­ся тер­ми­ном «фуд пор­но». Одним из самых талант­ли­вых фото­гра­фов, рабо­тав­ших над «Вели­ко­леп­ны­ми обе­да­ми», был Джон Доми­нис. Его отец вла­дел ресто­ра­ном в Лос-Андже­ле­се и рабо­тал там шеф-пова­ром. Бла­го­да­ря ему сын-фото­граф полю­бил гото­вить и уви­дел, как аппе­тит­но может выгля­деть еда. А глав­ное, что он сумел пере­дать эту аппе­тит­но­сть с помо­щью фото­ап­па­ра­та.

Доми­нис во мно­гом изме­нил мане­ру съем­ки еды, наме­тив путь к сти­лю фуд-пор­но. Вме­сто попу­ляр­ной (на то вре­мя) мане­ры укра­шать еду цве­та­ми и све­ча­ми он решил­ся сни­мать ее круп­ные пла­ны, сде­лав еду настоль­ко при­вле­ка­тель­ной, что гля­дя на изоб­ра­же­ние про­дук­тов, их хоте­лось съесть.

Неко­то­рые его фото­ра­бо­ты пред­вос­хи­ти­ли «ана­то­ми­че­ский» стиль фото­гра­фий из кули­нар­но­го бест­сел­ле­ра ХХI века «Модер­нист­ская кух­ня», объ­еди­нив­ше­го повар­ское искус­ство с тех­ни­че­ски­ми инно­ва­ци­я­ми. Срав­ни­те сами: сле­ва фото­гра­фия 1964 года из серии «Вели­ко­леп­ные обе­ды» жур­на­ла LIFE, а спра­ва — фото 2011 года из шести­том­ной пова­рен­ной кни­ги Ната­на Мир­вол­да.   В 2010-ом году круп­ней­шая в США реклам­ная ком­па­ния JWT внесла фуд-фото­гра­фию и её дети­ще – фуд-пор­но­гра­фию – в спи­сок основ­ных трен­дов послед­них лет.

Если же обра­тить­ся к исто­рии, выяс­нит­ся, что жанр фуд-пор­но дале­ко не нов. Его осно­вы заде­кла­ри­ро­ва­ны в посту­ла­тах «Кули­нар­но­го мани­фе­ста» ита­льян­ско­го футу­ри­ста Филип­по Том­ма­зо Мари­нет­ти, кото­рый он издал в 1930-ом году. В нем при­зы­ва­лось к мак­си­маль­ной деко­ра­тив­но­сти блюд, а так­же при­вет­ство­ва­лось чет­кое отде­ле­ние кули­нар­ных фан­та­зий от пище­вых нужд. Через два года Мари­нет­ти в сво­ей «Пова­рен­ной кни­ге футу­ри­ста» опуб­ли­ко­вал рецеп­ты, кажу­щи­е­ся сей­час ост­ро­ум­ны­ми паро­ди­я­ми на совре­мен­ное фуд-пор­но.

Например, рецепт «Ита­льян­ские гру­ди под солнцем» пред­став­лял собой две полу­сфе­ры из мин­даль­ной пас­ты, укра­шен­ные ягод­ка­ми и слег­ка при­сы­пан­ные чер­ным пер­цем, а «Воз­буж­ден­ная сви­ни­на» — пал­ку саля­ми, уста­нов­лен­ную вер­ти­каль­но на тарел­ку с эспрес­со и оде­ко­ло­ном. Подоб­ные обра­зы, как и фуд-пор­но в целом, осно­ва­ны на основ­ных чело­ве­че­ских инстинк­тах — потреб­но­сти в еде и сек­се, явля­ю­щих­ся частью нашей при­ро­ды. При этом, они тес­но вза­и­мо­свя­за­ны на уров­не под­со­зна­ния. Зача­стую, люди не заду­мы­ва­ясь, гово­рят: «Я сыта любо­вью!» или «Я его не пере­ва­ри­ваю!». Так же извест­но, что аппе­тит при­хо­дит не толь­ко во вре­мя еды, но и в момен­ты повы­шен­ной чув­ствен­но­сти. Не пото­му ли едят в кино­те­ат­рах и перед экра­на­ми теле­ви­зо­ров? Или посе­ща­ют стрип­тиз-бары, объ­еди­ня­ю­щие эти инстинк­ты? В наше вре­мя кра­соч­ные обра­зы блюд все более отда­ля­ют­ся от вку­со­вых ощу­ще­ний и пере­хо­дят в мир абстракт­ных фан­та­зий, подо­зри­тель­но похо­жих на сек­су­аль­ные. В жур­на­лах и кули­нар­ных бло­гах сэнд­ви­чи, сала­ты и десер­ты при­об­ре­та­ют эро­ти­че­ский отте­нок, а совре­мен­ные куми­ры научи­лись удач­но сов­ме­щать кули­нар­ные талан­ты с мастер­ством пиа­ра и пре­зен­та­ции «себя люби­мо­го».

dzheymi-oliver-jamie-oliver-vvsПопу­ляр­ное теле­шоу англий­ско­го ресто­ра­то­ра Джей­ми Оли­ве­ра назы­ва­ет­ся “Голый повар”, исхо­дя из того, что он, яко­бы, ниче­го не скры­ва­ет от зри­те­лей и в ори­ги­наль­ной фор­ме демон­стри­ру­ет всё своё кули­нар­ное мастер­ство. Но, кро­ме демон­стра­ции гото­вых блюд, Оли­вер, как и его все­мир­но зна­ме­ни­тый «кол­ле­га по цеху» шот­лан­дец Гор­дон Рам­зи, не менее при­вле­ка­ют вни­ма­ние зри­те­лей хариз­мой и сек­су­аль­но­стью. По край­ней мере, так счи­та­ют мил­ли­о­ны их теле­ви­зи­он­ных поклон­ниц. Оче­вид­но, фуд-пор­но ста­ло эво­лю­ци­он­ным зве­ном, объ­еди­нив­шим сек­су­аль­но­сть, вуайери́зм (от фр. voir — видеть) и еду. Еще более замет­но сме­ще­ние жан­ра фуд-пор­но в сто­ро­ну сек­су­аль­но­сти на фоне пред­ста­ви­тель­ниц «пре­крас­ной поло­ви­ны» кули­на­ро­го мира. Нагляд­нее все­го мож­но судить об этом по теле­ви­зи­он­ным кули­нар­ным шоу. Родо­на­чаль­ни­ца­ми фуд-пор­но на теле­ви­де­нии счи­та­ют­ся: хозяй­ка шоу «Фран­цуз­ский шеф» Джу­лия Чайлд, напи­сав­шая в свое вре­мя кано­ни­че­ский бест­сел­лер «Овла­де­ние искус­ством фран­цуз­ской кули­на­рии» (почти без кар­ти­нок!) и Фан­ни Крэд­док – коло­рит­ная веду­щая, кото­рая с сере­ди­ны 1950-х годов по 1976 год была коро­ле­вой бри­тан­ской кух­ни. Обе веду­щие отли­ча­лись асек­су­аль­ной внеш­но­стью, гру­бо­ва­ты­ми чер­та­ми лица, без­вку­си­цей и кит­чем в одеж­де, а еще — воль­ны­ми мане­ра­ми пове­де­ния в пря­мом теле­эфи­ре. Экс­цен­трич­ные блю­да Крэд­док, с их сомни­тель­ны­ми соуса­ми и рас­ти­тель­ны­ми кра­си­те­ля­ми, не раз попа­да­ли в неми­ло­сть к кули­нар­ным гидам, но память о ней ока­за­лась живу­чее кри­ти­ки. Джей­ми Оли­вер как-то при­знал­ся, что она была вдох­но­ви­те­лем его кули­нар­ных экс­пе­ри­мен­тов, а бру­таль­ный стиль Фан­ни Крэд­док во вре­мя про­ве­де­ния шоу стал образ­цом под­ра­жа­ния для «кухон­но­го гру­би­я­на» Гор­до­на Рам­си из «Адской кух­ни».

Источник

Поделиться:
Автор:

Добавить комментарий

Web Analytics