Рассказывает писатель и кулинар Сталик Ханкишиев: “Порногра́фия — отображение сексуального поведения в литературе, изображениях, скульптурах, фильмах и др. с целью вызвать сексуальное возбуждение. Еда и секс равнозначимы для продолжения человеческого рода. Поэтому разговоры о еде и сексе действуют на человека одинаково возбуждающе – работают инстинкты».
Фуд-порно уже стало общепринятым названием особой манеры фотосъемки блюд и продуктов.
Положенная в основу идея, что еда — это не только вкусно, но ещё и красиво, появилась в 60-тых годах, а последующий бум на фуд-фотографию породил целый жанр, который и получил наименование «Food Porn». Следует сказать, что эстетически к этому жанру можно отнести не только подобные фотоработы, но и многие произведения живописи, литературы и кинематографа. Хотя, в отличие от фотоискусства, где броский стиль зачастую используется с целью рекламы, «смежники» создавали свои произведения ради «красоты идеи». В целом же, «оппоненты» только обогащали субкультуру этого жанра. Фотографы, работающие в 60-тых над серией фотографий «Великолепные обеды» для журнала «LIFE» , не ведали, что гиперреалистически усиливая визуализацию пищи, они создают тренд на многие десятилетия вперед, который охарактеризуется термином «фуд порно». Одним из самых талантливых фотографов, работавших над «Великолепными обедами», был Джон Доминис. Его отец владел рестораном в Лос-Анджелесе и работал там шеф-поваром. Благодаря ему сын-фотограф полюбил готовить и увидел, как аппетитно может выглядеть еда. А главное, что он сумел передать эту аппетитность с помощью фотоаппарата.
Доминис во многом изменил манеру съемки еды, наметив путь к стилю фуд-порно. Вместо популярной (на то время) манеры украшать еду цветами и свечами он решился снимать ее крупные планы, сделав еду настолько привлекательной, что глядя на изображение продуктов, их хотелось съесть.
Некоторые его фотоработы предвосхитили «анатомический» стиль фотографий из кулинарного бестселлера ХХI века «Модернистская кухня», объединившего поварское искусство с техническими инновациями. Сравните сами: слева фотография 1964 года из серии «Великолепные обеды» журнала LIFE, а справа — фото 2011 года из шеститомной поваренной книги Натана Мирволда. В 2010-ом году крупнейшая в США рекламная компания JWT внесла фуд-фотографию и её детище – фуд-порнографию – в список основных трендов последних лет.
Если же обратиться к истории, выяснится, что жанр фуд-порно далеко не нов. Его основы задекларированы в постулатах «Кулинарного манифеста» итальянского футуриста Филиппо Томмазо Маринетти, который он издал в 1930-ом году. В нем призывалось к максимальной декоративности блюд, а также приветствовалось четкое отделение кулинарных фантазий от пищевых нужд. Через два года Маринетти в своей «Поваренной книге футуриста» опубликовал рецепты, кажущиеся сейчас остроумными пародиями на современное фуд-порно.
Например, рецепт «Итальянские груди под солнцем» представлял собой две полусферы из миндальной пасты, украшенные ягодками и слегка присыпанные черным перцем, а «Возбужденная свинина» — палку салями, установленную вертикально на тарелку с эспрессо и одеколоном. Подобные образы, как и фуд-порно в целом, основаны на основных человеческих инстинктах — потребности в еде и сексе, являющихся частью нашей природы. При этом, они тесно взаимосвязаны на уровне подсознания. Зачастую, люди не задумываясь, говорят: «Я сыта любовью!» или «Я его не перевариваю!». Так же известно, что аппетит приходит не только во время еды, но и в моменты повышенной чувственности. Не потому ли едят в кинотеатрах и перед экранами телевизоров? Или посещают стриптиз-бары, объединяющие эти инстинкты? В наше время красочные образы блюд все более отдаляются от вкусовых ощущений и переходят в мир абстрактных фантазий, подозрительно похожих на сексуальные. В журналах и кулинарных блогах сэндвичи, салаты и десерты приобретают эротический оттенок, а современные кумиры научились удачно совмещать кулинарные таланты с мастерством пиара и презентации «себя любимого».
Популярное телешоу английского ресторатора Джейми Оливера называется “Голый повар”, исходя из того, что он, якобы, ничего не скрывает от зрителей и в оригинальной форме демонстрирует всё своё кулинарное мастерство. Но, кроме демонстрации готовых блюд, Оливер, как и его всемирно знаменитый «коллега по цеху» шотландец Гордон Рамзи, не менее привлекают внимание зрителей харизмой и сексуальностью. По крайней мере, так считают миллионы их телевизионных поклонниц. Очевидно, фуд-порно стало эволюционным звеном, объединившим сексуальность, вуайери́зм (от фр. voir — видеть) и еду. Еще более заметно смещение жанра фуд-порно в сторону сексуальности на фоне представительниц «прекрасной половины» кулинарого мира. Нагляднее всего можно судить об этом по телевизионным кулинарным шоу. Родоначальницами фуд-порно на телевидении считаются: хозяйка шоу «Французский шеф» Джулия Чайлд, написавшая в свое время канонический бестселлер «Овладение искусством французской кулинарии» (почти без картинок!) и Фанни Крэддок – колоритная ведущая, которая с середины 1950-х годов по 1976 год была королевой британской кухни. Обе ведущие отличались асексуальной внешностью, грубоватыми чертами лица, безвкусицей и китчем в одежде, а еще — вольными манерами поведения в прямом телеэфире. Эксцентричные блюда Крэддок, с их сомнительными соусами и растительными красителями, не раз попадали в немилость к кулинарным гидам, но память о ней оказалась живучее критики. Джейми Оливер как-то признался, что она была вдохновителем его кулинарных экспериментов, а брутальный стиль Фанни Крэддок во время проведения шоу стал образцом подражания для «кухонного грубияна» Гордона Рамси из «Адской кухни».