Католическая Пасха — церковный праздник, посвященный воскресению Иисуса Христа. В 2014 году католическая Пасха приходится на 20 апреля.
Для всех христианских конфессий это самый главный праздник литургического года, в основе которого лежит евангельское повествование о чудесном воскресении Иисуса Христа, распятого на кресте.
В европейских языках слово «Пасха» — один из вариантов латинского Pascha, которое, в свою очередь, восходит к древнееврейскому pesach (переход, исход из Египта). Еврейская Пасха, посвященная избавлению Израиля от египетского рабства, была в глазах христиан прообразом того искупления человечества от греха, воспоминанию о котором посвящена христианская Пасха. Немцы называют Пасху Ostern, равно как и англичане — Easter, то есть по имени древнегерманской богини весны Eostro (Ostara). Таким образом, христиане приурочили свой главный праздник еще и к торжествам по случаю возрождения жизни после зимы.
Помимо различий в именовании праздника немало разногласий было по поводу времени его проведения.
Первые христиане, следуя практике празднования еврейской Пасхи, считали, что Пасха приходится на 14‑й день фазы Луны после весеннего равноденствия. На Никейском Соборе в 325 году было решено праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Вопрос все же не был решен окончательно, поскольку существовало несколько астрономических циклов, по которым рассчитывались солнечные и лунные месяцы. Тогда между греческой и латинской Церквами (а также и внутри латинской Церкви) возникли разногласия. В 387 году Пасха праздновалась: в Галлии — 21 марта, в Италии — 18 апреля, в Египте — 25 апреля. У православных и католиков Пасха и вовсе не совпадала.
Очередной «календарный раскол» произошел в XVI веке. Поскольку год по церковному юлианскому календарю отставал от астрономического, к концу XVI века накопилось уже 10 «неучтенных» дней. Таким образом, назрела потребность в календарной реформе. Тогда папа Григорий XII, согласно указаниям и при участии немецкого математика Кристофа Клавиуса, ввел новый, григорианский календарь, или новый стиль. В феврале 1582 года согласно папской булле Inter gravissimas было велено после 4 октября 1582 года следующий день считать не пятым, а 15‑м числом месяца.
На григорианский календарь в том же 1582 году перешли Италия, Испания, Португалия и Польша. Протестантские и православные Церкви решили не руководствоваться календарными «предложениями» папы, другие же католические страны вводили у себя григорианский календарь на протяжении нескольких столетий.
В настоящее время в западном христианском мире придерживаются григорианского календаря, и Пасха у них празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. Разница между датами католической и православной Пасхи составляет либо одну, либо четыре или пять недель, либо эти даты совпадают. Эти даты рассчитываются по особому алгоритму, согласно которому разница между ними не бывает в две или три недели.
Совпадение пасхалии (системы расчета даты Пасхи) у разных христианских конфессий происходит раз в несколько лет. В 2011 году православные и католики отмечали ее 24 апреля. До этого христианские Пасхи совпадали в 2010, 2007, 2004, 2001 годах. Затем Пасхи совпадут в 2014 и 2017 годах.
Бывает, что Пасха и Благовещенье совпадают по датам празднования, такая Пасха получила название Кириопасха, что в переводе — Господня Пасха.
Как и у православных, у католиков Пасхе предшествует 40‑дневный Великий пост и следующая за ним Страстная седмица, начинающаяся Вербным воскресеньем.
Праздничное богослужение на Западе было передвинуто сначала на вечер Страстной субботы, а позднее (в XIV веке) — на утро Пасхи. Рано утром в субботу в костелах благословляют огонь и воду. После зажжения нового огня с помощью кресала (возможно, отголосок северных языческих обрядов) следует освящение пасхальной свечи и пение гимна Exultet (Да возрадуется), а затем — чтение 12 пророчеств и освящение крещальной воды. Огонь разносят по домам и зажигают пасхальные свечи. Воск пасхальной свечи считается чудодейственным, защищающим от злых сил. Сверхъестественные свойства приписывают и пасхальной святой воде, ее добавляют в пищу, окропляют ею дома, умывают лицо.
Символ пасхального праздника — крашеные яйца. Обычай красить яйца распространен повсюду. Западноевропейские католики предпочитают яйца красного цвета без орнамента, в Центральной Европе (поляки, словаки) расписывают их разнообразной техникой.
Священники освящают яйца в домах прихожан в субботу вместе с остальной ритуальной пищей. Вечером в Страстную субботу во всех храмах служат всенощную. Утром, возвращаясь домой, все разговляются, прежде всего, яйцами. Крутые яйца, яичница, омлеты — важнейшая ритуальная пасхальная еда. Готовят и мясные блюда, а также сдобный хлеб.
В Италии на Пасху пекут «голубку», в Восточной Польше в пасхальное утро едят окрошку, которую поливают водой с уксусом, как символ пятничных Крестных страданий Христа, в Эквадоре — фансеку — суп из 12 видов злаков (они символизируют 12 апостолов), трески, арахиса и молока. А в Англии пасхальные булочки hot cross buns обязательно перед выпечкой надрезают сверху крестом. В Португалии в воскресный день священник ходит по сверкающим чистотой домам прихожан, разнося пасхальные благословения, и его угощают голубыми и розовыми драже, шоколадными яйцами, печеньем и стаканчиком настоящего портвейна. А в Польше существует обычай oblewany ponedzialek — в понедельник после Пасхи парни и девушки обливают друг друга водой. По всей Европе хозяйки укладывают в плетеные корзиночки на молодую травку разноцветные яйца, игрушечных цыплят, шоколадных зайчиков. Эти корзинки в течение всей Пасхальной недели стоят на столике у дверей.
Утром в Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядками. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям‑крестникам, девушки — возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки.
Обычай дарить на Пасху крашеные яйца ведет свое начало со времен императора Тибелия. Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла ему первое пасхальное яйцо со словами «Христос Воскресе», гласит предание. Неверующий император воскликнул: «Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным». После его слов яйцо покраснело. Есть и другое предание: капли крови распятого Христа упали на землю, окаменели, приняли вид куриных яиц. А горячие слезы Богоматери оставили на них следы в форме узоров. Символически же пасхальные яйца олицетворяют собой воскресение, так как из яйца рождается новое существо.
Но на Западе все больше отдают предпочтение не настоящим, а шоколадным яйцам или сувенирам в виде пасхальных яиц. Поздравляя с Пасхой, католики обычно дарят друг другу пасхальные корзины, наполненные яйцами, конфетами и прочими сладостями, которые накануне освящают в церкви.
Символом католической Пасхи также является пасхальный заяц, который по поверьям, разносит подарочные пасхальные корзины и прячет крашенные накануне яйца. В католических странах накануне Пасхи заяц очень популярен — его печатают на открытках, делают шоколадных зайцев.
Объяснение этому уходит глубоко в язычество. По легенде языческая богиня весны Эстра превратила птицу в зайца, но он продолжал нести яйца. Другое объяснение данному феномену более простое — когда пасхальным утром дети шли собирать яйца из курятника, они часто находили неподалеку кроликов.
Поэтому католики дарят друг другу крольчиху, которая приходит только к добрым и хорошим людям, не обижавшим детей и зверей. В Бельгии малышей отправляют на поиски в сад, где они находят яйца под пасхальной курицей из шоколада. Во Франции существует еще и поверье, что на Святую неделю церковные колокола улетают в Рим, а возвращаясь, они оставляют в садах на радость ребятишкам сахарные и шоколадные яйца, курочек, цыплят и кроликов из шоколада.
В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения в костелах, продолжаются уличные представления на религиозные темы, а в католических храмах проходят концерты органной музыки.