В жизни казахов исламские обычаи тесно сплелись с доисламскими, создавая некий синтез религиозно-языческого бытового уклада со своим казахским привкусом. Религиозными праздники отмечаются с языческим шиком и наоборот. Казахи, в-общем то, не шибко религиозный народ по сравнению с другими странами, где основной религией является ислам. Причиной тому то ли наше советское прошлое, то ли свободолюбивая натура кочевников, не признающая ограничений и духовного самоотречения. Несмотря на тенденцию ко всеобщей исламизации, основная масса казахстанцев воспринимает праздник Курбан айт не как религиозный праздник, а больше как повод для веселья и единения семьи. В-общем то, практически любые события радостного или печального характера в жизни казахов часто являются лишь способом собраться вместе. Ибо семья для казаха — это основа основ. Причем «семья» в понимании среднего, не городского казаха — это не только родители, бабушки и внуки, но также все двоюродные и троюродные родственники, а также сваты, соседи и даже люди, принадлежащие одному племени «ру».
Одним из таких праздников является Курбан айт — священный праздник, знаменующий собой окончание хаджа верующих в Мекку. Когда-то Аллах потребовал пророка Ибрахима принести в жертву своего сына Исмаила в знак того, что любовь к Богу выше любви к сыну. Ночь слез не ослабила решимости Ибрахима принести требуемую жертву. Отправившись в Мекку, Исмаил и Ибрахим приготовились к жертвоприношению. В последний момент Бог, убедившись в любви Ибрахима к себе, велел отцу заменить жертву на молодого барашка. Сюжет весьма напоминающий библейский, но, тем не менее, вдохновляющий большинство мусульман на паломничество в Мекку и на финальную часть паломничества — праздник Курбан айт.
До айта надо провести «шектик» — день поминания ушедших. Сам же айт празднуется три дня. И все три дня дастархан должен быть накрыт, угощенье со стола не убирают. По обычаю, все казахи должны посетить друг друга в эти дни. Три дня праздника, кажется, совсем не выматывают ни хозяев, ни гостей. Стол должен ломиться от закусок и сладостей. Хозяйка должна быть готова к тому, чтобы подать основное угощение в любой момент. Двери дома все три дня должны быть открыты для любого желающего отпраздновать Курбан айт. Ограничений и отказов в этот праздник не приемлют: желают ли зайти в гости коллеги с работы, посетить дальние родственники, либо шумная компания друзей – все они желанны в эти дни.
Самым важным считается первый день, день в который верующие приносят жертвенного барашка (либо лошадь, верблюда либо корову). Размер жертвоприношения определен мечетью и это баран от одного человека или главы семьи и крупный рогатый скот от семи человек. То есть семеро могут скинуться и принести в жертву корову или верблюда. С самого утра, совершив омовение, мусульмане спешат в мечеть для торжественной молитвы «айт намаз». В эти дни в мечетях можно наблюдать столпотворение. Тысячи людей считают своим долгом посетить айт намаз. В мегаполисах активность мусульман в этот день может послужить причиной огромных пробок. Ажиотаж на скотных рынках зашкаливает за разумные пределы. После молитвы начинают сам обряд жертвоприношения. Скотину для жертвоприношения тщательно загодя выбирают. Барашек не должен быть хромым, больным либо старым, не должен быть и слишком молодым (не младше одного года). Самок в жертву не приносят, годными считаются только животные мужского пола. Нельзя приносить в жертву барана, у которого отсутствует больше половины рога или уха. Жертвоприношение называется «курбан шалу», проводится оно строго в соответствии с шариатом. Над бараном произносят короткую молитву, укладывают головой в сторону Мекки и забивают. Часть крови обязательно должна попасть на землю, всю кровь надо слить из туши. Нельзя, чтобы жертвенный баран видел забой других животных, ни их крови, шкуры или частей тела. Животное оберегают от плохих эмоций, от которых, как верят казахи, портится вкус мяса. Хозяин дома должен сам резать жертвенное животное. Если не может, то желательно, чтобы он хотя бы стоял у изголовья жертвенного скота. Шкуру жертвенной скотины обычно передают в мечеть. Мясо делят на три части: одну часть оставляют себе, вторую раздают родным и соседям, а третью распределяют среди нуждающихся, отправляют в детские дома и раздают среди инвалидов. Ни шкуру, ни мясо продавать ни в коем случае нельзя.
Угощение из жертвенного барана с последующей раздачей мяса называют «садака». Не получивший свою долю может потребовать в шутку садака и он обязательно должен получить желаемое. Считается, что тот, кто провел обряд «курбан шалу», обеспечил место в раю для себя и своей семьи. А еще жертвоприношения приносят для того, чтобы Аллах никого не забрал из семьи.
Фото с сайта voxpopuli.kz