Басманова Екатерина Сергеевна Главный юрисконсульт-эксперт юридической фирмы «Ладонин и партнеры», член экспертного совета ФАС России по развитию конкуренции на рынках алкогольной продукции, кандидат юридических наук.
Вино – эмоциональная категория, для развития которой огромной значение имеет информированность покупателя. В условиях жесткого ограничения рекламы всех типов алкоголя, круг средств информирования о вине в России крайне ограничен. Размещая любые сведения о винах в сети Интернет, стоит обратить внимание на ряд правовых аспектов. Ведь только за последние месяцы ФАС предъявила ряд претензий нескольким ритейлерам за опубликованную на сайтах информацию о вине.
Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О рекламе» запрещено размещение рекламы алкогольной продукции в сети Интернет (пункт 8 части 2 статьи 21 Закона).
ПРИ ЭТОМ СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО НЕ ВСЯКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ОТНОСИТСЯ К КАТЕГОРИИ РЕКЛАМНОЙ И , СООТВЕТСТВЕННО, ПОДПАДАЕТ ПОД ОГРАНИЧЕНИЕ, УСТАНОВЛЕННОЕ ВЫШЕУКАЗАННОЙ НОРМОЙ ЗАКОНА.
Так, согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
В свете этого, по мнению специалистов ФАС России, изложенном в Письмах от 13.09.2012 N АК/29977, от 20.07.2016 N АК/49414/16 не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на официальном сайте, странице социальной сети производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, страницы социальной сети об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающему услуги и т.п.
Данные обстоятельства позволяют производителям алкогольной продукции, а также ее оптовым и розничным продавцам (магазинам) иметь в сети Интернет свои сайты и размещать на них информацию о своей деятельности, производимой или реализуемой алкогольной продукции и т.п.
РАЗМЕЩАЯ В СЕТИ ИНФОРМАЦИЮ О ВИНАХ И ДРУГИХ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКАХ, В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ПРИДЕТСЯ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ РЯДА ПРАВИЛ, ЧТОБЫ КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ОРГАН НЕ СЧЕЛ ПРЕДСТАВЛЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ РЕКЛАМНОЙ, ТО ЕСТЬ НАРУШАЮЩЕЙ ПУНКТ 8 ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 21 ЗАКОНА О РЕКЛАМЕ.
Исходя из положений пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе рекламной информацией считается информация, привлекающая внимание к объекту рекламирования, формирующая и поддерживающая интерес к нему, продвигающая товар на рынке.С учетом этого,информация об алкогольной продукции, а также ее производителе и продавце, чтобы соответствовать законодательству и не относиться к категории рекламы, должна быть стилистически нейтральной, риторически сдержанной, не броской и исключать призывы к приобретению алкогольной продукции данного производителя или продавца. Например, фраза «Приобретайте наше красное вино – товар прекрасного качества и великолепного вкуса!», размещенная на официальном сайте производителя или продавца алкогольной продукции, по своему содержанию будет являться рекламной, то есть нарушающей законодательство.
В то же время фотография алкогольной продукции в потребительской таре с представлением рядом с ней информации о данной алкогольной продукции: ее наименовании, месте происхождения и наименовании производителя, сортах винограда, технологии производства, сроке выдержки, рекомендациях по потреблению данной продукции (например, «рекомендуется потреблять охлажденным, вместе с рыбой и мясными продуктами») будет являться информацией, а не рекламой, и соответственно, данная информация может быть размещена на сайте производителя или продавца алкогольной продукции.
ПРИ ВЫКЛАДЫВАНИИ НА САЙТЕ ФОТОГРАФИЙ, СОДЕРЖАЩИХ ИЗОБРАЖЕНИЯ НЕСКОЛЬКИХ ЕДИНИЦ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, НЕОБХОДИМО ИЗБЕГАТЬ СИТУАЦИЙ, КОГДА ОДНИ БУТЫЛКИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ИЗ МАССЫ ДРУГИХ, ПОЛУЧАЮТ КАКОЕ- ЛИБО ПРЕИМУЩЕСТВО ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ БУТЫЛКАМИ.
Например, на фотографии из магазина изображена витрина, на которой отдельные выставленные позиции алкогольной продукции отмечены яркими ярлыками, флажками, сообщающими о промо акции. Либо снимок, на котором одна бутылка сфотографирована крупным планом, а другие бутылки представлены на заднем плане. Подобного рода изображения могут быть расценены контролирующим органом как привлекающие внимание к определенной продукции, выделяющие продукцию определенного наименования среди других наименований, то есть рекламные.
При оформлении сайта в целом следует принимать во внимание установленный пунктом 5 Правил продажи товаров дистанционным способом (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612) запрет дистанционной продажи алкоголя, а также запрет распространения информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, установленный пунктом 2.1. статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
С УЧЕТОМ ПОЛОЖЕНИЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, САЙТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ИЛИ ПРОДАВЦА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НЕ ДОЛЖЕН ВЫГЛЯДЕТЬ ТАК, КАК БУДТО НА НЕМ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ.
В частности, рекомендуется избегать таких графических решений как корзина или тележка, посредством которой можно добавить алкогольную продукцию в заказ, поскольку данное графическое решение широко используют Интернет-магазины различных товаров. В том случае, если на сайте реализована возможность предзаказа продукции с последующим выкупом и самовывозом по месту нахождения магазина, в обязательном порядке рекомендуется разместить на сайте баннер о том, что сайт не осуществляет торговлю алкогольной продукцией дистанционным способом, а также сделать четкие пояснения относительно порядка предзаказа продукции (бронирования) и ее последующего приобретения в магазине по указанному адресу. Данный информационный баннер должен быть достаточно крупным и доступным на любой странице сайта. Он должен содержать информацию о месте продаже алкогольной продукции (адресе магазина), либо ссылку на такую информацию (если магазинов несколько и уместить всю информацию на баннере не представляется возможным), режиме работы, а также указание о том, что организация не осуществляет продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.
Сайт производителя или продавца алкогольной продукции также в обязательном порядке должен содержать раздел «Контакты» с указанием наименования, юридического адреса, регистрационных данных (ОГРН), телефонов и контактных лиц, чтобы контролирующий орган при осмотре сайта мог однозначно отнести его к конкретному производителю или продавцу.
При размещении на сайте организации – производителя или продавца алкогольной продукции публикаций о деятельности данной организации также следует избегать рекламных формулировок, представляя информацию в нейтральном стиле. При этом допускается информировать потребителей о достижениях организации, например, таких как увеличение объемов производства, запуске новых производственных мощностей или открытии торговых площадей, полученных наградах, победах на конкурсах и т.п. На сайте также может размещаться информация о проводимых организацией дегустациях, скидках на алкогольную продукцию и т.п.
В вопросах формирования контента страницы организации в социальных сетях следует руководствоваться теми же принципами. При этом страница в социальной сети организации – производителя или продавца алкогольной продукции должна со- держать наименование данной организации, ее адрес, режим работы (для розницы) и контактный телефон, чтобы можно было однозначно отнести данную страницу к конкретному производителю или продавцу алкогольной продукции.