При Петре I в 1706г. стали появляться первые клубы-трактиры. Они носили название австерия (от лат.austerus – терпкий, темный, суровый).
Цель этих заведений была двоякой: быстро и в любую минуту накормить посетителей, и общественной — стать местом, где дворяне всех сословий — родовитые и мелкопоместные, служилые могли бы встречаться и «сближаться». Фактически же Петр I создал австерию для себя и того круга военных и гражданских людей (независимо от звания), которые работали непосредственно вместе с ним в неблагоустроенном и преимущественно «мужском» и «холостом» по составу населения Петербурге. Вставая в 3 часа утра и заставляя работать государственные учреждения с 4-5 часов утра, Петр постоянно передвигался по строящемуся городу и, «дабы не слабеть от столь долговременного воздержания от пищи», учредил в различных местах Петербурга трактиры под названием «Австерий», куда заходил перекусить. Обыкновенный его завтрак состоял из рюмки водки и куска ржаного хлеба с солью. Все люди, порядочно одетые, имели право на вход в австерию и им подавали такой же завтрак, как и Петру, за царский счет. Прочие дополнительны блюда, посетитель оплачивал из своего кармана, причем цены были утверждены самим царем.
В Петербурге было три австерии. Они имели общее название — «Австерия Его Царского Величества». Кроме того, в народе за ними закрепились стойкие прозвища.
Так, первая, называлась Царской или Торжественной, поскольку все фейерверки и праздники устраивались на площади перед нею и это был самый центр петровского Петербурга.
Вторая – называлась Меньшиковской, так как Меньшиков, переправляясь из своего дворца через Неву на лодке, приставал к пристани, расположенной у этой австерии.
Третья австерия была построена позднее, в 1719г., и находилась в том районе, где селились композиторы и музыканты. Этот район граничил с трущобным сектором, где были сконцентрированы все петербургские притоны.
В результате австерии — первые русские общественные столовые — дали два направления, одно из которых так и тянуло к грязному, разгульному средневековому кабаку, а другое — к западноевропейскому богемному кафе-варьете.