Справка

Шилдехана

Шилдехана — это праздник в честь рождения младенца. Днем знакомые и близкие приходят с пожеланиями, говорят «кутты болсын»,»бау берик болсын» («поздравляем!», «пусть малыш будет здоров»). Вечером собравшиеся гости веселятся и угощаются обильным ужином.

Сразу же после рождения встает вопрос, какое имя будет дано ребенку. По обычаю казахов ребенку дают имена батыров, исторических личностей, также к именам любят добавлять бек, бай, хан, султан. Стараются давать красивые имена, имена знаменитых людей, чтобы ребенок хотя бы немного стал похож на того человека, чьим именем его нарекают.  Вместе с тем родители избегают называть детей именами великих и святых. Имена в прежние времена давались часто в зависимости от ситуации при рождении ребенка. Например, если он появился в месяце Наурыз, то называли сына Наурызбаем. во время айта — Айтбаем,  если рождались одни девочки, то им давали имена Улбосын, Ултуган, Улмекен (ул — мальчик) в надежде, что следующим родится обязательно наследник.

Давать имя, конечно, будут непременно свекры, особенно если это первый ребенок у молодых.  Если же молодые родители захотят назвать своего ребенка сами, то старшее поколение может не на шутку обидеться.  Такая самостоятельность трактуется как неуважение к старшему поколению.  Как только имя ребенку выбрали, проводится обряд  «наречение имени», когда мулла читает азан ребенку в правое ушко (призыв к сбору на молитву), а в левое ушко читается икамат (призыв к началу молитвы). После этого ребёнку оглашается имя и за него читается молитва с прошением для него лучшей доли. Вечером собираются гости из самых близких родственников, отец ребёнка, приносит в жертву барашка, и всё жертвенное мясо раздаётся.

Роженице приносят «калжа». «Калжа» — это мясное блюдо, которая специально готовится для роженицы. Способ ее приготовления очень прост — мелко нарезанную баранину варят, добавляя по вкусу лук. «Калжа» приносят родные роженицы. Это, с одной стороны, забота о женщине, чтобы она быстрее восстановила здоровье, а с другой стороны — знак уважения, внимания. Считалось, что роженице непременно надо съесть калжа, чтобы она не болела болезнями, присущими женщинам после родов – выпадением зубов, высокой утомляемостью и частыми простудами. Помимо поедания калжа, женщине не позволялось купаться в течение семи дней, ее тепло укутывали для того, чтобы она хорошенько пропотела. Горячие супы и обжигающий чай – вот основное питание только родившей женщины. Считалось, что вместе с потом выходят все болезни. Через семь дней роженица возвращалась к обычному ритму жизни.

Через три дня после рождения ребенка, родители проводят еще один обряд. Этот обряд  называется «бесик той», когда родителям дарят их первую люльку и киндик шеше пеленает малыша и кладет его в бесик, все это дело сопровождается специальнымит песнопениями и завершается застольем.  У казахского народа есть понятие «киндик шеше». При рождении ребенка, специально приглашенная женщина разрезает пуповину появившемуся на свет ребенку. «Киндик кесу» (разрезать пуповину) ребенку достается уважаемой женщине или мудрой бабушке. После чего женщине вручают положенный презент «киндик кесер». Женщину, обрезавшую пуповину, называют «киндик шеше» (шеше-мать), и она также считается матерью ребенка. Позже «киндик шеше» может прийти в дом, где растет ребенок и попросить любую вещь, в чем не отказывают. Киндик шеше обязательно должна была быть энергичной, благовоспитанной, честной, обладать и другими хорошими качествами, и, так как согласно магическим верованиям, бытующим у казахов, ее качества передаются ребенку. Пуповина служила оберегом, ее заворачивали в ткань и пришивали к его колыбели.

К изголовью колыбели привязали тұмap – амулет, который, согласно поверью, будет защищать ребенка от злых духов. Затем в отверстие, расположенное в середине колыбели, где был установлен специальный горшочек, обеспечивающий сухость и чистоту ребенка (далекий предок памперсов!), бросили конфеты и другие сласти. Их тут же, подставив ладони, разобрали женщины, не имеющие детей.

На седьмой день, во время праздничного угощения киндик шеше обязательно получала шейную часть барана — «мойын ет», которую должна была тщательно очистить от мяса, чтобы ребенок был таким же чистым и гладким, как кость. Затем она насаживала позвонки на палочку, чтоб ребенок крепко держал шею. В дальнейшем эти палочки хранили в укромном месте в течение всей жизни человека.

Считалось, что те, кто не лежал в бесике, не получил должного воспитания.

При написании статьи использовались следующие материалы:

  1. А. Абатаев «Некоторые верования и обряды, связанные с рождением и воспитанием ребенка»
  2. Коновалов А.В. Казахи Южного Алтая. Алма-Ата. Наука.1986 г.
Поделиться:
Автор:

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Web Analytics