Локавлор, крафт и региональная кухня и ещё пара не очень понятных слов, с которыми нам придётся жить в новом году. Кафе одного продукта, столовые для вегетарианцев и для людей с сахарным диабетом, бесплатная вода с лимоном — то, чего нам ещё несколько лет не дождаться.
Полное локаворство: сто миль, ноль километров
Что это: это употребление только местных продуктов, которые выращены или произведены неподалёку. Термин «локаворство» — это калька с английского «locavore», которое, в свою очередь, происходит от английского слова «local» (местный) и латинского «vorare» (есть). В русском языке адекватного эквивалента для этого неологизма пока не найдено, поэтому придётся говорить либо так, либо «едим местные фермерские продукты», что слишком длинно. Стиль подобного питания (его ещё называют «диетой ста миль») сформировался в нулевых годах в Северной Америке.
Кто это придумал и как это работает?
Принадлежит двум журналистам из Канады, Алисе Смит и Джей-Би Макинону, которые задались вопросом: «Почему овощи от местного фермера из соседней лавки вкуснее овощей в супермаркете, привезенных из другого штата?», и провели эксперимент: в течение года пытались есть и находить продукты, выращенные в радиусе ста миль от своего дома. Кроме этого, пара искала и старые кулинарные книги, изданные до Второй мировой войны, и фермеров, которые не увеличивают свой урожай с помощью химии и не работают по законам больших корпораций. Благодаря этой работе появилась книга, ставшая бестселлером, а «диета ста миль» стала не просто термином или увлекательным квестом, а настоящей философской концепцией, которой стараются придерживаться не только простые люди, обеспокоенные своим питанием, но и рестораторы.
Важным трендом локаворство ещё в 2013-м году объявила Национальная ассоциация ресторанов США, проведя среди 1 300 поваров-профессионалов, членов американской кулинарной ассоциации, опрос для выявления гастрономических тенденций. В первых позициях того опроса оказалась экологически чистая еда от местных производителей, отказ от импортных продуктов и промышленной переработки, работа с локальными фермерскими хозяйствами. Немецкое агентство маркетинга и рыночных исследований стало говорить об этой тенденции ещё в 2011 году, спустя несколько лет эксперты из Германии подтвердили, что в тренде европейских кафе и ресторанов локаворство сохранило лидирующие позиции.
«Крафтовые» и «ламповые»
Что это: Эксперты из столичного специализированного издания «Ресторанофф» называют эту тенденцию «совпадением с местным менталитетом» и поясняют, что экономический кризис реабилитировал ценности вещей, знакомых с детства, «тёплые ламповые» форматы. То есть заведения небольшие, которые ассоциируются если не с домом, то с простотой, «которая позволяет быть собой и не напрягаться». В общем, кафе и бары, в которые можно ходить попросту, не наряжаясь, не дожидаясь какого-то особого повода, а так, чуть ли не по-соседски.