В минувшую пятницу в Казахстанско-японском центре прошло первое занятие курса чайной церемонии от преподавателя Сэгава Соан. Специально из Японии мастер приехала в Алматы, чтобы научить казахстанцев основам древнего искусства чаепития.
Чай в Японии начали пить в 7 веке н.э. В целом действие чайной церемонии представляет собой встречу хозяина — чайного мастера и его гостей для совместного отдыха, наслаждения красотой, беседы, сопровождаемых употреблением чая. Гармония, почтительность, чистота и тишина — основные принципы, которые лежат в основе этой древней традиции. Как сказал буддийский монах Тит Нат Хан: «Пейте чай медленно и с уважением, как будто он — ось, вокруг которой вращается Земля: медленно, ровно, не торопясь в будущее».
В начале своей лекции мастер Сэгава Соан рассказала об истории возникновения чайной церемонии. Она также отметила, что в Японии распитие чая скорее похоже на ритуальные мини-спектакли с философским смыслом, где каждый предмет и действие имеют свое особенное значение. По традиции церемония начинается со входа гостей в чайный домик. Интерьер его выполнен с соблюдением принципа «ваби» — естественности и простоты. Вход в дом низкий, и зайти в него можно только сильно наклонившись. По словам мастера, здесь присутствует определенная символика: на чайной церемонии равны все, вне зависимости от происхождения, денежного достатка или занимаемой должности. По обычаям, самураи оставляют свое оружие у входа в домик.
Мастер Сэгава Соан также продемонстрировала набор посуды для японской чайной церемонии. «Это очень важно – иметь все необходимые принадлежности, иначе почувствовать настоящий вкус чая не удастся, и ритуал не состоится», — отметила она.
Набор для японской чайной церемонии
нацумэ – керамическая чашка для слабо заваренного чая;
тясаку – бамбуковая либо деревянная чайная ложка;
тяван – чайная чашка;
тясен – венчик для взбивания чая;
мидзукаси – сосуд для воды, которой заваривают чай;
хисаку – ковш, которым разливают горячую воду по чашкам;
фукуса – ткань, которой хозяин протирает чайную посуду;
кобукуса – ткань, на которой гостю подается чашка с горячим крепким чаем.
Далее мастер перешла к непосредственному приготовлению густого порошкового зеленого чая «матча». Чай засыпается в керамическую чашу, туда же заливается кипяток. «Чаши для распития бывают зимние и летние. Благодаря своей форме, первая сохраняет тепло чая, вторая же помогает ему быстрее остыть», — объяснила Сэгава Соан. Затем содержимое чаши размешивается бамбуковым венчиком до превращения в однородную массу и появления пены. Чтобы довести чай до нужной консистенции, туда добавляют еще немного кипятка. По традициям чашу гостю подают наиболее красивой стороной, той, где расположен рисунок. Но, взяв чашу в руки, гость обязательно должен повернуть ее к себе противоположной стороной. Это знак уважения. Перед чаепитием подаются «омогаси» — сладости к чаю.
После теоретического занятия, гости перешли к практике. Разбившись по парам, каждый принялся отыгрывать свою роль: хозяина и гостя. Хозяин, на первый раз под руководством мастера, готовил ароматный чай, а гость его с удовольствием дегустировал. Атмосфера стояла расслабляющая и приятная. «Знаете, в Японии многие не умеют готовить традиционный чай, — призналась мастер Сэгава Соан. – Увидев вас сейчас, они бы очень удивились». В настоящее время проведение подобных чайных церемоний стало крайне популярным во всем мире, и все они объединяются стремлением людей создать обстановку душевности, отойти от суетных, повседневных забот и дел.
Специально для Cooks.kz, Динара Амиржанова