«Кумир миллионов женщин» Стас Михайлов открыл в Петербурге ресторан. Известные шоумены,охладевшие к ресторанному бизнесу, снова инвестируют гонорары в общепит. «Фонтанка» узнала, удается ли им заработать на падающем рынке.
На этой неделе на проспекте Медиков открылся ресторан Kommunalka. Концепция «советского ретро» для нашего города отнюдь не нова. Однако новость быстро растиражировали СМИ и блогеры, ведь хозяином заведения является «кумир миллионов женщин» Стас Михайлов. Данный бренд исполнитель выкупил в конце прошлого года у холдинга Group Dor. Тогда же он сообщил о намерении за пять лет запустить под этой вывеской 50 ресторанов по всей стране, вложив в это в общей сложности аж 25 млн евро.
Коллеги Стаса Михайлова по цеху тоже активно несут гонорары в общепит. Так, лидер «Ленинграда» Сергей Шнуров решил увеличить масштабы проекта «Кококо», который развивает со своей супругой Матильдой. Недавно ресторан переехал с улицы Некрасова в отель W St. Petersburg, где занял место закрывшегося miX in St. Petersburg Алена Дюкасса. Сумма инвестиций не раскрывается, однако известно, что «Кококо» в два раза увеличил команду поваров и официантов и продлил время работы. Также пришлось изменить концепции сезонности: пятизвездочный отель требует круглогодичного наличия апельсинов и бананов в буфете для постояльцев.
На сайте сети пиццерий «Yumm…пицца», совладельцем которой являетсяСергей Светлаков, говорится, что в 2016 году компания намерена запустить программу франчайзинга и находится в активном поиске новых партнеров.
Лидер группы «Самое большое простое число» Кирилл Иванов, владеющий баром «Мишка» и кафе «Общество чистых тарелок», также рассматривает возможность расширения, рассказал его партнер Александр Берковский.
«Сейчас ситуация с арендой сильно улучшилась. Если найдем хорошее помещение, откроем что-нибудь новое», – заявил он «Фонтанке».
«Нет ничего удивительного в том, что звезды инвестируют именно в рестораны. Это благодарный бизнес — приглашаешь друзей, кормишь их вкусной едой, слышишь хорошие отзывы», – комментирует Светлана Куликова, исполнительный директор Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада.
Однако много заработать новоявленным рестораторам будет сложно. В прошлом году в Северной столице закрылись 10% ресторанов, а сам рынок общественного питания, по экспертным оценкам, просел на 18%. Да и опыт уже работающих «звездных проектов» говорит о том, что громкого имени для успеха ресторана отнюдь не достаточно.
Бизнес для души
Одним из первых потребность реализовать себя на гастрономическом поприще в Северной столице ощутил Александр Розенбаум, который в 2003 запустил сеть пивных «Толстый Фраер». Как признался сам бард в одном из интервью, его главной целью было вернуть «своему народу то, что у него отобрали в перестройку, — советскую пивную». Проект семейный: операционным управлением занимается зять барда израильтянин Тиберио Чаки.
«Богатеть» за счет ресторана не собиралась и балерина Ирма Ниорадзе, которая в 2008 году совместно с мужем открыла ресторан «Тархун». По ее словам, ей просто требовалось комфортное место встречи с друзьями и коллегами. Однако прима так увлеклась ресторанным делом, что в 2011 году задумалась о еще одном ресторанном проекте «с театральным уклоном», но идея так и не была реализована.
А вот Сергей Шнуров, запустивший свой первый рестобар «Синий Пушкин» в 2010 году, спустя три года открыл ресторан «Кококо». Проект ведет его супруга Матильда.
Вслед за ресторанами представители творческой элиты начали осваивать другие форматы общепита. Так, в 2011 году Кирилл Иванов запустил «Мишка-бар», а год спустя кафе «Общество чистых тарелок». По словам его партнера Александра Берковского, музыкант принимает в жизни заведений непосредственное участие: играет как диджей и формирует культурную программу.
А вот лидер Billy’s Band Билли Новик, который в 2012 году открыл бар The Hat, отдал сцену в распоряжение джазовых исполнителей. Также ему принадлежит Apotheke Bar. Партнером в проектах является профессиональный бармен Григорий Кулеш.
В том же году Сергей Жуков, чья «Руки вверх» написала немало хитов для школьных дискотек, открыл для ностальгирующих по 90-м поклонников в Северной столице однодоменный ресторан-бар. В нем можно не только выпить коктейль «Алешка», но также спеть одноименный хит в караоке.
Звезда Comedy Club Сергей Светлаков решил не создавать ресторан с нуля, а инвестировал в 2013 году в основанную Вадимом Кухарем пиццерию «Yumm…пицца». Третьим партнером стал совладелец «Юлмарта» и «Рядов» Август Мейер.
Из любителей в профессионалы
Кризис охладил предпринимательское рвение знаменитостей: многие проект ушли в минус. Так, по данным СПАРК, в 2014 году ООО «Толстый Фраер» Александра Розенбаума показало убыток в 593 тыс. руб., ООО «Консалт» Ирмы Ниорадзе – в 139 тыс. рублей, «Yumm…пицца» (несколько юрлиц) – около 20 млн рублей.
Данных за 2015-й в системе пока нет, однако, по мнению участников рынка, ситуация вряд ли стала лучше.
«Те, кто создавал бизнес «для души», или считал, что одного звездного имени будет достаточно для успеха, естественно, оказались в минусе. Но «звезды» могут дотировать убыточные проекты, потому что они им нравятся», – комментирует Александр Берковский.
Впрочем, он оговаривается, что финансовая отчетность «может и не отражать реальное положение вещей».
Тем не менее в следующие два года новых звездных ресторанов в Петербурге запущено не было, а некоторые точки были закрыты («Пингвин» Кирилла Иванова, два из восьми «Толстых Фраеров» Розенбаума).
Нынешнее возвращение интереса знаменитостей к рынку общепита навряд ли говорит об их надежде на восстановление рынка, считает Светлана Куликова. «Если раньше рестораны открывали с надеждой на легкие деньги, то сейчас для заработка – хотя бы небольшого», – говорит она.
По ее мнению, интерес к сетевым проектам также свидетельствует о более серьезном подходе.
«Если есть много денег и желание заниматься ресторанным бизнесом профессионально, лучше инвестировать сразу в сеть, так как в кризис такой бизнес устойчивее», – говорит она.
Однако построить такой проект с нуля будет сложно, считает Александр Берковский.
«Чтобы сделать успешную сеть, надо обладать какой-то уникальной технологией, или строить постепенно, экспериментируя с разными форматами», – комментирует он.
Вызывает опасения у экспертов и дальнейшая судьба «Кококо» четы Шнуровых.
«У них все шло хорошо, не знаю, зачем они переехали. Может быть, амбиции и головокружение от успеха. Плата за аренду там не маленькая. И часть аудитории с переездом потеряется, удастся ли приобрести новую, покажет время», – заключает Леонид Гарбар.
Но все-таки наличие «звезды» в совладельцах чаще идет на пользу ресторанному проекту, считает Гарбар, чей проект Stroganoff появился не без участия режиссера Дмитрия Месхиева. «Творческие люди в команде нужны — у них свежий взгляд. А если исполнитель известный, то это еще помогает привлекать аудиторию», – комментирует он. Но само по себе звездное имя – не залог успеха.
«Без талантливого повара и команды профессиональных управленцев проект вряд ли состоится», – подчеркивает Леонид Гарбар.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»