Чаепитие по–японски
Традиционные виды церемонии
Существует множество разновидностей чайной церемонии, из которых выделяется шесть традиционных: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя, специальная.
Ночная церемония. Обычно проводится при луне. Сбор гостей происходит незадолго до полуночи, завершается церемония не позже четырёх часов утра. Особенностью ночной церемонии является то, что порошковый чай готовят непосредственно во время церемонии, перетирая в ступке чайные листья, и заваривают очень крепко.
На восходе солнца. Церемония начинается в три-четыре часа утра и продолжается до шести утра.
Утренняя. Проводится обычно в жаркую погоду (когда утро — наиболее прохладное время), начинается около шести утра.
Послеобеденная. Начинается около часа пополудни, из еды подаются только пирожные.
Вечерняя. Начинается около шести часов пополудни.
Специальная (риндзитяною) церемония проводится по особым случаям: праздник, специально организованная встреча друзей, празднование какого-либо события. Чайную церемонию могли проводить, готовясь и к важнейшим событиям, например, к битве или к ритуальному самоубийству. Тут особую роль играл «мастер чая». Он должен был обладать великими внутренними качествами. Ему предстояло укрепить своего гостя или гостей перед ответственным шагом.
При великом разнообразии сортов и разновидностей, самый распространенный в Японии и неизменно любимый напиток – зеленый чай. Им угощают гостей дома, его предлагают в любом ресторанчике с национальной кухней; и даже в номере гостиницы на столе непременно стоит небольшой заварочный чайник с бамбуковой ручкой, коробочка с чаем, чашки и термос с горячей водой. Зеленый чай, растертый в порошок, ни в коем случае не заваривают кипятком, а только горячей водой (около 60 градусов) в течение 2-4 минут.
Пьют чай из небольших пиал или керамических стаканов. Иногда чай выливают прямо в чашку с рисом, и тогда получается что-то вроде нашей каши с молоком. Сахар не полагается, но « лакомства» не возбраняются. Есть и особые сорта чая, порою неожиданные, например «кобутя» — с морской капустой ( по цвету и по вкусу напоминает солоноватый бульон). Но все это просто чай. А еще есть обряд, церемония, чаепитие по-японски: тю-но ю.
Искусству приготовления чая учатся годами. Слово « тядзин », состоящее из иероглифов « чай » и « человек » , означает и « знаток чайной церемонии », и « человек с тонким вкусом ».
Правда, есть и третье значение – «чудак». В чайной церемонии видят и глубокий смысл, и пустую трату времени. В русском чаепитии у самовара, с баранками и вареньем, тоже можно усмотреть бессмысленное времяпровождение. Однако спрос на самовары не уменьшается.
Чайная церемония стала практиковаться в Японии с 12 века в монастырях буддийской секты дзен, утверждавшей, что единственный способ существования в этом противоречивом мире – постоянно совершенствовать душу. Человек, отраженный от мира тонкими стенками чайного дома, как бы отрешался на время от забот и проблем. Чайный дом находился обычно в саду, к нему вела дорожка из камней, шагая по которой, человеку волей-неволей приходится смотреть не по сторонам, а под ноги. У небольшого, внешне непримечательного домика – замшелый каменный сосуд с водой, мелкий бамбуковый ковш с длинной ручкой. В чайный дом полагалось вползать через вход высотою менее метра. Низкая притолока заставляла кланяться и крестьян , и самураев, и богатых феодалов, которым приходилось оставлять за дверью свой меч и свою спесь. Помещение невелико. Стены внутри обмазаны глиной, свет проникает через бамбуковые жалюзи, прикрывающие отверстия в потолке и в стенах, внутри всегда полумрак. А если чайная церемония начинается заметно, то жалюзи откидываются и взору предстает луна, весной – цветущая вишня, осенью- красные листья.
Непременное украшение комнаты – белый свиток с написанными кистью иероглифами. В отличие от стандартных печатных знаков, они сохраняют руку и душу мастера. Может быть и неиероглифическая, обычная картина, но в любом случае это семейная реликвия, передаваемая из поколения в поколение. Другое украшение комнаты – букет цветов составленный специально для этого случая. Хозяйка встречает гостей у входа на коленях, кланяясь так, что почти касается лбом пола. Гости обязательно отвечают поклонами и вежливыми приветствиями. Церемония немногословна, но приветствия, так же как последующие возгласы восторга по поводу картины и букета, — неотъемлемый ее элемент.
Перед каждым гостем на низком столике стоят посуда и сладости. Нередко подают обильную еду и сакэ. Закуска, которую съедают перед чаем, называется кайсэки, сто значит «камень за пазухой». В древности, чтобы не замерзнуть в мороз, за пазуху клали нагретые камешки. Вот так же должна согревать пища…
После небольшого перерыва хозяйка вносит поднос. На нем- деревянная лакированная чашка, коробочка с чаем, бамбуковая метелка и чайник с водой. Чайник ставится на огонь (иногда в воду кладут металлические бубенцы, которые начинают позвякивать, когда вода закипает). Расположение предметов на подносе строго определено, и уже несколько веков без особых изменений остается и порядок движений. Лакированную чашку моют и вытирают, затем в нее кладут растертый в порошок чай. Его заливают водой и быстро взбивают бамбуковой метелочкой до образования пышной пены. И вот наконец перед гостем, долго наблюдавшим за манипуляциями хозяйки (или хозяина), — изумрудно-зеленый чай под слоем зеленоватой пены.
Выпить долгожданный чай столь же непросто, как и приготовить. Приняв чашку с поклоном и благодарностью, ее держат на левой ладони. Затем правой рукой поворачивают чашку тремя движениями против часовой стрелки. Обычно чая бывает налито как раз столько, чтобы выпить его тремя глотками. Потом чашку вновь поворачивают в три приема. Потом чашку вновь поворачивают в три приема, но уже по часовой стрелке.
Чай выпит. Иностранцы, как правило, разочарованы – на вкус он вяжущий, горьковатый, многим кажется просто невкусным. В чем не приходится сомневаться – так это в тонизирующем действии…
Оценив достоинства чая , надо воздать должное и чашке. Ее рассматривают со всех сторон. В идеале это должна быть неказистая (на европейский взгляд) керамическая чашка. Но ценится не правильность форм или сложность рисунка, а напротив, чуть неровные края, неравномерный, иногда с подтеками, слой глазури, сквозь которой просвечивает глина. Полагается выразить восхищение посудой, спросить, какой мастер ее изготовил. После этого можно считать, что церемония закончена. Остаются только взаимные благодарности.
Церемония жива: правда, ей приходится приспосабливаться к темпу наших дней. Не все каноны соблюдаются сейчас очень тщательно, некоторые атрибуты (например, низкий выход) сохраняются, но не используются.
Всепроникающий бизнес сотворил ускоренный вариант чайной церемонии для туристов: наскоро осматривая какой-нибудь древний храм, можно на полчаса заскочить в чайный дом и получить отдаленное представление о ритуале (но главным образом о том, что чай зеленый и невкусный). Подлинная же чайная церемония – это время отдохновения души, а чай – просто повод для этого.