В этом году вербное воскресенье — 24 апреля. Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) — это переходящий двунадесятый праздник. Он всегда выпадает на воскресенье перед Пасхой.
Этот праздник христианская Церковь ввела в IV веке, а на Руси он начал отмечаться в X веке. Этим праздником завершается Великий пост.
Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Об этом событии, произошедшем за несколько дней до распятия Христа, повествуют все четыре евангелиста. За шесть дней до Пасхи Иисус воскресил Лазаря. В то время, когда Лазарь заболел, Христос был далеко от Вифании, и узнал он о его болезни от гонца, которого послали две сестры Лазаря, Марфа и Мария. Получив известие, Иисус сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».
Вернулся Иисус в Вифанию через два дня, уже зная, что Лазарь умер. Вышла навстречу ему сестра Лазаря Марфа и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». На что Иисус ответил: «Воскреснет брат твой».
Пришли они в Вифанию, Иисус Христос подошёл к пещере, в которой был похоронен Лазарь, и повелел убрать камень. А когда камень отвалили, он поднял глаза к небу и воскликнул: «Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». А потом, Иисус воскликнул: «Лазарь, иди вон!» И Лазарь тотчас поднялся из гроба и вышел из пещеры. (Иоанн, гл. 11)
Тогда Христос и собрался отпраздновать праздник Пасхи в Иерусалиме. Вместе с ним отправилось немало народа, и сопровождали его с пышностью, как когда-то на Востокесопровождали царей. Но первосвященникам иудейским совсем не нравились почести, оказываемые народом Христу, и они думали, как его убить. Убить они замышляли также и Лазаря, так как именно его воскрешение заставило многих поверить во Христа.
Сначала все шли пешком, а когда дошли до селения Виффагия, Иисус подозвал к себе двух учеников и сказал им, чтобы они пошли в селение, нашли там ослицу привязанную и молодого осла с нею и привели их к нему. И наказал, что если их будут спрашивать, зачем они берут животных, отвечать, что они надобны Господу.
Ученики послушались и привели ослицу и ослёнка и положили на них свои одежды. Вот на этом ослике и поехал Иисус Христос, сопровождаемый толпой с пальмовыми ветками в руках.
Люди же, пришедшие на праздник, узнав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и стали восклицать: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!». Под ноги Христу бросали ветки, срезанные с пальм, и стелили свои одежды. И взрослые, и дети приветствовали Мессию, видя в нём пророка и чудотворца. Весь простой народ, поверив в светлое могущество Учителя, готов был признать в нём своего царя, который даст ему свободу. И когда кто-нибудь спрашивал: «Кто это?», — ему отвечали: «Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского».
Ученики же Иисуса Христа стали громко прославлять его за все чудеса, которые они видели. Книжники и фарисеи потребовали, чтобы Христос запретил ученикам делать это, но Иисус ответил: «Сказываю вам, что если умолкнут, то камни возопиют». Первосвященники убить его при народе не решались и только роптали и думали, как же извести Христа, но не своими руками.
Иисус же тем временем сказал народу: «Пришёл час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесет много плода. Ныне суд миру сему. И когда я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Тогда же Иисус Христос дал народу знать, какой смертью он умрёт. (Матфей, глава 21, Иоанн, глава. 12, Лука, глава 19)
Потом Иисус вошёл в храм Божий и выгнал из него всех продающих и покупающих в храме, опрокинул он и столы меновщиков, и скамьи продающих голубей. Говоря при этом: «Дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников».
Народ смотрел на Христа с восхищением. А когда подошли к нему слепые и хромые, Он их исцелил. Покинув Иерусалим, Христос вернулся в Вифанию.
Праздник Входа в Иерусалим один из самых трагических праздников церковного года. Трагизм заключается в том, что народ, только что приветствующий Христа и видящий в нём своего спасителя, после отказа Христа стать политическим вождём, разочаровывается в нём и те же самые люди, что кричали: «Осанна Сыну Давидову!», бросившись в пучину ненависти, станут требовать распятия Христа
И ради прозрения толпы, ослепшей от ярости и невежества, Иисусу Христу придётся пройти через все страшные муки, чтобы победить смерть, воскреснуть и вернуть людям веру в Бога.
Потому как в этот день на празднике употребляли пальмовые ветви – вайи, его и назвали Неделей «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». А само воскресенье —Цветоносным воскресением. А на Руси Вербным Воскресеньем — в России, Белоруссии, на Украине и некоторых других православных странах вайи заменяются вербой, потому как пальм просто нет.
Верба распускается раньше других деревьев и символизирует пробуждение природы, возрождение, приход весны. Именно с ветвями вербы и зажжёнными свечами православные люди вспоминают торжественный Вход Христа на страдания.
До революции крестьяне в день Лазарева воскресенья пекли в большом количестве хлебцы для домочадцев, а в один из хлебцев запекали грош. Тот, кому попадёт этот хлебец, и будет счастливым весь год, а если хлебец выпадал девице, то предвещал ей удачное замужество.
В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной или Великой седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной повествуют именно об этом отрезке земного пути Господа Бога.
В Лазареву субботу вечером шли всей семьёй из храма домой с зажжённой свечой. Эту же свечу зажигали и на пасхальном куличе. Ветками же освящённой вербы, принесённой из храма, хлестали детей, скотину и друг друга, при этом желая здоровья. Ветками вербы кормили скотину, желая избавить её от болезней.
В Вербное Воскресенье, несмотря на продолжающийся Великий пост, разрешается употребление в пищу рыбных блюд.
Существовало также множество народных примет про Вербное Воскресенье. Например: «Если Вербная неделя ведренная, утренники морозные, то яровые будут хорошими», «Если хорошо цветёт верба, то пашня будет удачной», «Если на Вербной мороз — яровые хлеба хороши будут».