Лапша, несправедливо униженная и оскорбленная когда-то, сегодня, что называется, в тренде. «Доширак» широко шагает по миру, открывается чертова уйма кафе и ресторанчиков, ставящих на лапшу с различными наполнителями, и домой заказать можно: служба доставки привезет тебе желаемое куда угодно.
А ведь как травили лапшу. О пресловутой лапше на ушах все помнят. Еще пример: когда-то на вопрос одной из зарубежных журналисток Майе Плисецкой: «Что вы ненавидите больше всего?» — звезда ответила коротко: «Лапшу!» Комментируя казус в цикле стихов и эссе «Портрет Плисецкой», поэт Андрей Вознесенский увидел в лапше «символ стандартности, разваренной бесхребетности, пошлости, склоненности, антидуховности». Эка хватил Андрей Андреич… Этак вообще всю Италию можно свести на макароны и прихлопнуть, развенчав духовно… Даже в знаменитом фильме «Формула любви» герой, юный эстет и романтик, говорит (цитирую по памяти): «А как же быть, ежели любимое создание вдруг велит подать себе лапши, да и начнет ее при мне кушать?..» Мол, это уже сразу хоть стреляйся, немыслимо для эфемерного создания…
Согласитесь, что азиатская лапша, совковые макароны и итальянская паста по большому счету один продукт, и в основе его разведенная жидкостью мука. О лапше знали еще в IV тысячелетии до нашей эры. В египетских гробницах находили изображения людей, которые занимались изготовлением лапши. Считается, что в Европе лапша распространилась благодаря Марко Поло, который привез их из своего очередного путешествия в Китай в 1292 году. Впрочем, упоминания о лапше можно встретить задолго до XIII века. Жившие в Сицилии арабы сушили полоски теста на солнце.
Стала популярной лапша во время Великих географических открытий, когда возникла потребность в таком продукте, который бы долго сохранялся, был не слишком тяжелым и при этом не терял полезных свойств и питательности.
До XVI века лапша подавалась чаще всего как роскошный десерт, потому что для ее приготовления использовалась специальная пшеница (durum); лапша была дорогим блюдом и употреблялась в повседневную пищу только богатыми классами. Кстати, именно благодаря лапше изобрели вилку с несколькими зубцами — около 1700 года гофмейстер короля Фердинанда II, Геннаро Спадаччини придумал ее для удобства поедания спагетти. В XVII веке ситуация стала меняться — появились машины для изготовления лапши, что снизило ее стоимость.
Новую жизнь лапше дал Момофуку Андо, который изобрел лапшу быстрого приготовления. По официальной версии, Андо придумал это блюдо, когда вскоре после окончания Второй мировой войны холодным вечером увидел длинную вереницу людей, которым нужно было часами ждать в очереди миску горячей лапши. С1958 г. его фирма первой в мире стала производить лапшу быстрого приготовления. В 1971 г. Андо усовершенствовал свое изобретение и стал продавать Cup Noodle — лапшу быстрого приготовления в разовом легком и водонепроницаемом контейнере, куда достаточно залить кипяток, немного помешать и подождать пару минут. В опросе общественного мнения в Японии, проведенном в 2000 году, изобретение Момофуку Андо лапши быстрого приготовления назвали главным японским изобретением XX века.
Лапша «Пекин-Милан»
На 4 порции: 250 г шпинатной лапши, соль, 700 г помидоров, 200 г окорока, 340 г консервированной кукурузы, перец, 3 яйца, 125 мл молока, 100 мл сливок, 1 пучок петрушки, 50 г тертого сыра, 2 ст. л. панировочных сухарей, 30 г сливочного масла.
Лапшу отварить до полуготовности, обдать холодной водой и дать ей стечь. Помидоры нарезать толстыми ломтиками, окорок — кубиками. Откинуть на дуршлаг кукурузу. В смазанную жиром форму выложить слоями лапшу, помидоры, окорок и кукурузу. При этом приправить каждый слой солью и перцем. Закончить слоем лапши. Взбить яйца с молоком и сливками. Петрушку вымыть, обсушить, порубить и перемешать с молоком и яйцами. Залить лапшу. Перемешать сыр с сухарями и посыпать блюдо. Разложить сверху кусочки масла и запекать 40 мин. при 200 градусах. Украсить петрушкой.
А когда-то, еще в XVI веке, в Италии сложились ассоциации изготовителей макарон со своими правилами и уставами. Причем в разных городах изготовителей макарон называли по-разному — «маэстри фиделари» в Лигурии, «лазаньари» во Флоренции, «вермичеллари» в Неаполе, «артиджани делла паста» в Палермо. И тесто готовили по-разному. В Неаполе тесто месили ногами, затем сжимали самодельным прессом, на котором сидели пять работников. Они садились, вставали, снова садились — и так до тех пор, пока тесто не становилось однородным. Затем тесто обрабатывалось приборами, напоминавшими решетки от мясорубки. От вида решетки зависел вид получаемых макарон: «фиделини», «вермишели», «тренетте» «лазаньетте» и большой выбор коротких макарон: «фарфалле», «пенне», «ракушки», «фузилли» — сначала их резали вручную, потом автоматически, лезвием машины. Между тем как короткие макароны падали в большие ящики, длинные макароны, обсушенные с помощью больших вееров, размещались на длинных палках, переносились на улицу и вешались на специальные вешалки. В XV веке в Болонье изобрели «тортеллини» — макароны, сделанные в форме бутонов розы и начиненные шпинатом и сыром рикотта. Местная поговорка гласит: «Если Адам соблазнился яблоком, что же он мог бы сделать за тарелку «тортеллини»?»
Много легенд существует о происхождении «тортеллини». Одна из известнейших рассказывает о молодом поваре богатого болонского купца, вылепившем пасту необычной формы, навеянной созерцанием пупка жены хозяина, спавшей обнаженной.