Пять лет (с 1854 по 1859) великийй русский писатель Федор Михайлович Достоевский провел в Семипалатинске. Какая нелегкая занесла его на границу Сибири и «Киргизской степи»? Он был осужден по делу Петрашевского и прибыл в Семипалатинск служить рядовым солдатом после четырех лет каторги в омском остроге. В этом городе он «воскрес из мертвых», дослужился до прапорщика, пережил свою первую, драматическую любовь к красавице Исаевой.
Люди увековечили память о великом писателе, сохранив квартиру Федора Михайловича на верхнем этаже небольшого деревянного дома, расположенного в самом центре современного Семея. Достоевский снял эту квартиру у почтальона Лепухина перед самой женитьбой и в ней он прожил со своей женой Марией Дмитриевной два с половиной счастливых года. Пойдемте, к ним в гости, уважаемые читатели! Я покажу вам из какой посуды они кушали, рядом с каким самоваром вели беседы долгими зимними вечерами. Квартира невелика по размерам: первая комната столовая, далее гостиная, комната Достоевской и кабинет писателя.
Столовая маленькая, уютная, с одним окном. На столе медный самовар, фарфоровые чашечки, блюдца, тончайшие, легкие, рядом ажурная конфетница. Готовили чете Достоевских внизу,на первом этаже, где была расположена кухня. Вообще, такие дома как этот, сейчас в Семее называют двухэтажным, считая, видимо, и первое, полуподвальное помещение полноценным этажом. А тогда такие дома называли полутороэтажными. Готовили чаще всего на первом этаже, чтобы чад и жар от печи не мешали хозяевам жить.
Тут же, в столовой стоит замечательный шкаф, где у Достоевских хранилась посуда.
Посмотрите на следующую фотографию и попробуйте назвать назначение посуды, которую видите…
Разбираемся детально.То, что стоит по центру — имитация книжки. Как вы догадываетесь книжечка эта открывается,сделана она из фарфора. Высокие в мелкие складочки-странички бортики, красочная крышка — вот такие интересные в те времена делали масленки!
Слева в шкафу стоит стеклянный сундучок. Обратите внимание, что он закрывается, как кошельки в советское время. У него есть металлический ободок и вот такая перекрестная застежка с шариками. В этом сундучке хранили конфеты. С другой стороны стоит сахарница — разрисованная зеленым перламутром.
А это настоящий китайский поднос. Кстати, в музее часто бывали гости из Китая и никто из них не смог прочесть, что написано на этом старинном подносе. Сразу ясно, что китайский язык сильно трансформировался с тех пор.
Корзинка для хлеба — дно фарфоровое, а бортики из тонкого металла. Аналогично изготовлен поднос для рюмочек. Он узкий и длинный. Сочетание стекла с металлом, фарфора с металлом — для посуды было обычным делом. Смотрится гармонично, не грубо. Работа из металла утонченная. Такая посуда потяжелее обычной.
Прямо за масленкой другой поднос — для чайных чашек.
Меня изумило то, что при таком солидном возрасте этой посуды ни один ее элемент не пришел в негодность, не стерлась роспись, не угас блеск этих интересных, красивых вещей. Как вы думаете, а останется ли такое же сильное впечатление у потомков от нашей с вами посуды?
Согласно тематике нашего сайта, мне надо было бы ставить на этом точку. Но женское любопытство и желание поделиться с читателями повели меня в комнату хозяйки и кабинет писателя..
Это и есть Мария Дмитриевна, красивая и задумчивая. Первая жена Достоевского.
Это ее маленькая сквозная спаленка, из нее можно выйти в гостиную.
Рабочий стол Достоевского. Кабинет его больше спальни жены, с диваном и небольшими полочками для книг.
Рукопись писателя…