
Универсам «Центральный» в Минске — место с атмосферой советской эпохи. На стенах картины барельефы, на высоком потолке огромные люстры, лепнина в обрамлении. Планировка зала позволяет продавцам торговать, а покупателям перекусить за длинной и узкой лентой стола, пришитого к окнам.

Фото: Татьяна Рязапова
История
На месте универсама «Центральный» еще до революции 1917 года располагалась знаменитая среди тогдашних горожан кафе-кондитерская Венгржецкого. Так что географически место расположения универсама «Центральный» имеет свои давние гастрономические традиции, пишет «Белта».

Фото: «Белта»
Великая Отечественная война не оставила камня на камне от Минска и от этого, любимого горожанами места.

Фото: «Белта»
Однако страна после войны строилась быстрыми темпами. Минск отстроили заново, в том числе в 1953 году на месте кафе построили «Магазин № 13» и отнесли его к райпищеторгу Ленинского района г. Минска. В последствии он вошел в состав Центрального райпищеторга. Именно этот магазин и стал предшественником культового ныне универсама «Центральный».

Фото: «Белта»
Из-за своего удобного расположения и отличного снабжения магазин сразу же стал любимым местом покупок как для минчан, так и для гостей столицы.
Жизнь под своим современным названием универсам «Центральный» начал с 1977 года. Именно в это время к жилому дому пристроили большой торговый зал. Подниматься в него необходимо было по двум крутым лестницам. Прежнее же помещение магазина стало своеобразным вестибюлем. В нем остался кафетерий с длинной барной стойкой у окна. Дирекция универсама постаралась сохранить дух советского классицизма в виде массивных люстр и барельефов с напоминанием о трудовых достижениях советского народа.

Фото: «Белта»
80 наименований колбас и не только
Практически сразу универсам «Центральный» стал флагманом БССР по торговле продуктами питания и промышленными товарами. Магазин, находящийся в самом центре столицы республики, славился прекрасными отношениями с Министерством торговли. Любимый продукт советских граждан — колбаса — продавался здесь в невиданном для тех времен ассортименте — до 80 наименований. И это при том, что во многих городах тогдашнего СССР граждане знали только несколько видов колбасных изделий: «Докторская» высшего сорта, «Краковская» или «Столичная», пишет «Белта».

Фото: «Белта»
Кроме продуктов питания, в магазине продавалась импортная посуда, невиданные по тем временам финские средства для глажки белья, заветные для многих аудиокассеты «BASF» из самой ФРГ! Как говорится, кто помнит, тот поймет.
Знаменитые перекусы
Студенты близлежащих вузов с удовольствием подкреплялись в кафетерии на первом этаже заварными пирожными, кофе с молоком. Большой популярностью пользовались бутерброды с салом на хлебе, а также с вареной колбасой. Фирменный кофейный коктейль «Орфей» попробовал хоть раз в жизни, наверное, каждый взрослый минчанин того времени.
Простые рабочие и даже представители ИТР любили в свободное время после работы хлебнуть пивка у знаменитой длинной стойки на первом этаже.
Во времена перестройки и гласности универсам «Центральный» вместе со всем советским обществом не остался в стороне от прогресса. В нем появились первые в Минске экспресс-кассы финского производства. Магазин одним из первых перешел на самообслуживание. В 1995 году в «Центральном» появилось одно из первых в стране специальных устройств, которое сейчас принято называть «электронной очередью».
В 1999 году в универсаме открылся собственный кондитерский цех. Одним из брендов этого цеха по сей день является знаменитый торт «Мечта». Кондитеры «Центрального» с гордостью отмечают, что в странах СНГ этот фирменный торт уже давно является своеобразным продуктовым брендом Беларуси, ни в чем не уступая своему украинскому собрату, торту «Киевский». Белорусский торт за многие годы сохранил в рецептуре натуральные ингредиенты и в своем оригинальном виде нигде больше не продается.

Фото: «Белта»
Новый импульс движению универсама «Центральный» вперед придали проведенная в 2017 году реконструкция и ремонт торговых площадей. До этого последний масштабный ремонт в торговом зале проводился в 2005 году.

Совместить несовместимое — дух прежних эпох и современность — такую задачу ставили перед собой собственники магазина.
Несмотря на все новинки: вывеску с дизайнерским логотипом в виде буквы Ц, фирменную спецодежду продавцов, разработанную по индивидуальному заказу, и бесплатный Wi-Fi, нынешнее руководство универсама «Центральный» прилагает немалые усилия для того, чтобы общий исторический имидж магазина как любимого места покупок и свободного времяпрепровождения жителей Минска и его гостей, наработанный годами, сохранился и в наше время.
Специально для cooks.kz