Еще в 11 веке великий ученый и поэт Омар Хайям заметил, что созвездия и звезды, совершив полный цикл, приходят на точки своего первоначального пребывания и начинают новый путь – круг. Но основании этого наблюдения Хайям создал новый календарь, названый в честь тогдашнего правителя Джалал ад Дина Малик шаха ибн Али-Арслана Сельджука «календарем Малика». Начало нового круговорота приходится на 22 марта — на день весеннего равноденствия. Такой календарь был более точный, нежели тот, который используется сейчас. Ведь погрешность по астрономическому календарю Малика, насчитывающий 324 дня в году, равна 0,0002 суток и меньше, чем тот, в котором 365 дней.
Этот древнейший праздник, возникший в дописьменную эпоху еще до возникновения современных религий и многих государств, отмечается как праздник обновления и очищения от грехов, очищения одежды, дома, очищения от зла, и ненависти. Он призывает людей к прощению людям их грехов и зла. В этот день восточные страны прекращали войны. А казахские аксакалы использовали праздник для примирения враждующих родов.
На фарси Наурыз переводится как «новый день». Тюрки, предки современных казахов, на Наурыз одевались в белые одежды, сбривали волосы. В этот день открывают и вычищают источники, родники, водоемы, колодцы. В доме обязательно должно быть угощение белого цвета — молочная пища такая как кумыс, шубат, творог. Если не было молочного (хотя такое вряд ли возможно у кочевников, живущих за счет скотоводчества), то посуду наполняли ключевой водой. Готовили в этот день наурыз-коже, обязательное украшение новогоднего стола. Его готовят из 7 ингредиентов: вода, сушеное или вяленое мясо, соль, масло или жир, злаки, кефир. Вкушающим наурыз-коже в этом году обязательно улыбнется удача, здоровье будет отменным, а семья получит защиту и достаток.
Накануне праздника в ночь на 22 марта, казахи ждут в гости Кадыр-Ата, мифического духа. Канун Наурыза называют Кадыр-тун, или «ночь благословения». Казахи старались в эту ночь не спать. Незамужние девушки готовят угощение «уикыашар» (развевающий сон), приоткрывают окно и ставят на стол миску с мукой. Если дом чистый, а хозяева благородны душой – Кадыр-Ата благословляет дом, которому теперь будет сопутствовать благополучие.
Наурыз – нерелигиозный праздник, как ошибочно считают многие. Более того, во многих исламских странах он находится под запретом. В Сирии и Иране Наурыз не празднуется, в Турции праздник был под запретом до 1991 года. Скорее всего, восприятие Наурыза как мусульманского праздника тесно связано с этническими корнями определенного народа. Вплоть до настоящего времени основное коренное население Средней Азии, а это – казахи, каракалпаки, узбеки, киргизы, таджики и туркмены воспринимаются как этнические мусульмане. И как результат, все национальные праздники данных народов воспринимаются как мусульманские. Несмотря ни на что, праздник пережил и исламские гонения и запреты Советского Союза и остался одним из самых главных праздников казахского народа.
Хотя Наурыз в разных странах, в связи с национальными особенностями, проводится по-разному, всем им присуща одна общая черта. Это – ритуал приготовления особой пищи, которая состоит из семи элементов, преимущественно из растительных продуктов. При этом эти продукты должны различаться. Также прослеживается различие и в названии этой пищи. Так, если узбеки эту пищу называют «сумаляк», то казахи – «наурыз коже».
Необычно, но факт, что западные казахи отмечают Наурыз с 14 марта. Объясняется это тем, что из-за длительной изоляции от процессов развития кочевого мира Великой степи и земледельческого Юга духовной культура мангистауских номадов не подвергалась серьезным изменениям. Поэтому только здесь до настоящих дней мы можем наблюдать верования и обряды, уходящие своими корнями к истокам цивилизаций. По этой причине местные казахи-адаи сохранили необычную традицию начинать встречу Наурыза – кочевнического Нового года – с 14 марта.
Наурыз отмечается как можно весело и шумно. В древности праздник длился 13 дней. Люди ходят из аула в аул, кушают это кушанье, поют песню «наурыз», обнимаются, поздравляют друг друга с Новым годом, желают хорошего приплода в новом году и достатка в доме. В старину в этот день было принято проведывать родственников и друзей, делиться новостями, начинать новые совместные дела. Традиция была связана с тем, что в зимний период были затруднены сообщения между поселениями. Праздничными развлечениями являлись различные игры, конные скачки, качели «Алтыбакан» (в переводе с казахского — шесть столбов).
Безусловно, современный праздник существенно отличаются от их прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, посадка деревьев и многое другое.
В наши дни «Наурыз мейрамы» стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этому праздник рад живущие в Казахстане казах, украинец, русский, немец и другие представители 130 национальностей страны. Древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь и стал играть большую роль в укреплении дружбы и согласия в обществе. Современный Наурыз является важным звеном «связи времен», истории и современности Казахстана.