Обычаи

Беташар

У казахов есть несколько способов жениться. Жену можно «украсть». Так делают, когда нет денег на свадьбу, выкуп и дорогостоящее сватовство.  Молодые договариваются, и жених «ворует» невесту. При этом и сама процедура женитьбы упрощается и расходы во много раз меньше, чем при «официальном» сватовстве. В недалеком прошлом, жен воровали по-настоящему, часто девушки видели своих мужей в первый раз только на своей свадьбе. Есть и другие способы, менее кровожадные и более хлопотные. Но, в каждом случае наступает тот волнующий момент, когда невеста должна пройти через обряд «беташар» (буквально «открыть лицо»).

Считается, что никто из будущих родственников мужа не должен видеть невесту до свадьбы.  Поэтому, как только невеста высаживается из транспорта, ей сразу накидывают платок на голову, окуривают адраспаном, пахучей травой, и просят  переступить порог непременно правой ногой. Невесту практически запирают в отдельной комнате, где она может отдохнуть и собраться с мыслями. Если же такой комнаты нет в наличии, то занавешивают занавеской отдельный угол. Детям, как безгрешным и неспособным на сглаз, разрешают находиться рядом с невестой. В это время родственники выбирают того, кто откроет лицо невесты и представит ей ее будущую родню.  Открыть лицо невесте  может не всякий, а лишь тот,  кто обладает поэтическим и певческим талантом.

На беташар собираются абсолютно все родственники мужа. Накрывают на стол и устраивают веселые танцы. Невесту вводят в помещение с накинутым на голову белым платком. Платок выбирает будущая свекровь, платок должен быть только белым, возможно украшенный богатой вышивкой. Этот платок символизирует чистоту намерений и защиту от сглаза.  С каждого бока невесту поддерживают две абысын, жены деверей. Абысын должны прийти на помощь невесте, если она растеряется и забудет поклониться, тихим шепотом они должны подсказать как вести себя дальше.

После круга, который проделывает невеста, поддерживаемая абысын, певец начинает представление. Конец платка привязывается к домбре. Акын поет на домбре, представляя каждого родственника, восхваляя его черты характера и роль в семье. Он также представляет всем молодую невесту, упоминая ее достоинства, не забыв напомнить об обязанностях. Каждый представленный родственник идет к невесте получить ее поклон «салем беру». В ответ на ее поклон, будущий родственник оставляет небольшую сумму  денег «коримдик» на расстеленном перед невестой платке. Певец словно дразнит окружающих, чуть приподнимая края платка.  Умело руководя настроением окружающих, он, после представления, дает добрые наставления и пожелания невесте все в той же поэтической форме. Обычно, этот человек бывает первым, кого невеста видит в первый раз во время беташара. Есть даже поговорка о том, как дорог сердцу невесты тот,  кто «открыл» ей лицо.  Обычно, весь «коримдик» идет на подарок акыны, открывшему лицо невесты.  В некоторых регионах,  финальную часть «открытия» доверяют самым почетным членам семьи,  старшей бабушке или умудренному опытом аксакалу.

Невесту с открытым лицом осыпают «шашу» — конфетами и деньгами. Каждый постарается взять часть шашу, считается, что таким образом можно к себе приманить радость, щедро рассыпаемую во время тоя.  Сразу после беташара начинается сама свадьба – главное событие в жизни молодых.

Беташар символизирует вступление молодой невесты в семью и начало ее новой, замужней жизни. С этого момента она принадлежит семье мужа.  Открывая лицо на беташаре, она закрывает дверь в свою прежнюю, девичью жизнь.

Фото с сайта svadbavip.kz

Поделиться:
Автор:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Web Analytics