Если бы Юрий Гагарин внезапно проголодался, то, порывшись немного в бардачке под приборной панелью ракеты, мог бы извлечь оттуда не только бульон в тюбике, но и шоколад в тюбике, чай в тюбике и еще много всего, что можно поместить в тюбики вместо крема и зубной пасты.
В 1961-ом любой советский ребенок мечтал выдавливать еду прямо в рот, «как настоящий космонавт». Сегодня на любви людей ко всему «космическому» производители продуктов питания научились зарабатывать.
«Космические» технологии упаковки стали неотъемлемой частью уникальных свойств многих продуктовых брендов, а первые космические туристы так и норовят пронести на борт МКС нестерильную ресторанную еду в «неформатной» упаковке.
Эволюция космического тюбика
Впервые тюбики появились на прилавках советских магазинов в 50-е годы. В них, как и положено по «стереотипу», находилась зубная паста, заменившая собой зубной порошок. Когда же у страны возникла внезапная необходимость кормить космонавтов, то лучшей упаковки, чем тюбик, было просто не найти.
Родиной космического тюбика принято считать Эстонию. Прибалтийский химкомбинат уже в 1964-м году наладил непрерывное производство алюминиевых туб в соответствии с местным стандартом. Здесь по методу горячего разлива упаковывали в тубы разнообразные ягодные желе для продажи в местных магазинах. Никто бы и не знал, что «эстонские стандарты качества» полностью соответствуют космическим, если бы однажды ВНИИ Пищеконцентратов космического питания не остановил свой выбор именно на этом подрядчике.
В технологиях даже не пришлось ничего менять. Разве что слишком маленькие выходные отверстия горловин были в эстонских тюбиках. Диаметр в 6 мм удобен лишь для продуктов пастообразной консистенции. Первые и вторые блюда, предусмотренные в меню космонавтов, выдавливать из этих тюбиков было так же сложно, как сегодня, например, сложно выдавить какой-нибудь дешевый кетчуп а-ля «Цыганский» (с кусочками томатов и перца) из узкого отверстия «откидной» крышки на пластиковой бутылке.
Только в 1970-м году удалось увеличить диаметр горловины еще на 2 мм. Это произошло уже на Тираспольском заводе металлолитографии, который смог освоить производство туб по новым республиканским стандартам Молдавии — «для спец. потребителя».
Тюбики с 8-миллиметровыми горловинами позволили спецпотребителям питаться мясом, рублеными овощами и фруктами, не сводя глаз с иллюминатора, за которым простирался огромный Советский Союз. Так продолжалось до 1985 года. В период перестройки Тираспольскому заводу стало проблематично закупать алюминий, и спец тюбики были сняты с производства. Впрочем, потом в Приднестровье вообще началась война.
Кстати, до 1971-го года на бортовой кухне у наших космонавтов не было ни одной «горячей точки» – в буквальном смысле. А потом для них придумали маленькую чудо-печку. Она подогревает тюбики до нужной температуры и до сих пор состоит на службе у российской космонавтики.
С 1982 года, в добавление к привычным космо-тюбикам, еще один вид пищевой упаковки смог покорить обитаемый космос. Продукты быстрого приготовления стали помещать в специальные пакеты, в которые непосредственно перед едой нужно залить горячую воду, чтобы блюда приобрели свой привычный вид.
Примерно в эти же годы советские ученые обнаружили, что иногда в задаче сохранения привычного вкуса блюд упаковочные и пищевые технологии бывают бессильны. Однажды советский космонавт, попробовав свой любимый сок, обнаружил, что напиток – прокис. Ученые со всего Союза долго и тщательно изучали образцы продукции, но никаких дефектов не обнаружили. Выяснилось, что вкусовые ощущения человека меняются через десять дней пребывания в космосе. Связано это с тем, что на орбите, в условиях невесомости, у человека меняется обмен веществ.
Сегодня в качестве материала для тюбиков на смену алюминию пришли многослойный ламинат и коэкструзия ( пятислойная экструзионная туба). Но пока эта упаковка не опробована в космосе, а возможно, что и не будет. Ведь тюбики, ставшие символом космического питания, теперь используются всё реже. Пища в основном расфасована по жестяным банкам (её разогревают, помещая в специальные ячейки элекгроподогревателя на рабочем столе) или по пакетам из полимерных материалов.
К слову, пакеты с патрубками и трубочками для вторых блюд тоже необязательны – есть в условиях невесомости, оказывается, можно и из обычного пакета — ложкой или вилкой, — главное, чтобы черенок был как можно длиннее.
Космос готов послужить брендингу.
Официальное меню российских космонавтов насчитывает 250 наименований. В этот список входят все блюда, чей состав и упаковка одобрены Министерством Обороны и Правительством РФ для транспортировки и использования в условиях космоса.
С каждым годом эта ассортиментная линейка всё больше растет. Причину понять несложно. Космос – это символ качества. Доверие простых людей к производителю, который добился права быть поставщиком «космического двора», намного выше, чем к его «земным» конкурентам. Публичное упоминание о причастности продукта к «космическим технологиям» было и остается сильным козырем в руках профессионального маркетолога.
С другой стороны, для того, чтобы сделать свой продукт хоть немного «космическим», вовсе необязательно добиваться госзаказа. Достаточно, например, презентовать космонавтам свой товар, пока они на земле, а потом рассказать об этом СМИ. Так и поступили владельцы ТМ «Уральский Мастер«, торжественно вручив космонавтам «звездного городка» своё пиво в новых ПЭТ-бутылках. Идеология события состояла в указании на сходство ценностей бренда (уважение к труду и профессионализму) и специфики «космической» работы.
Кто сегодня производит настоящий космофуд?
Да, именно в подмосковном Бирюлёво располагается единственный во всем СНГ завод космических технологий, где происходит упаковка еды для употребления в условиях невесомости. Этот «космофуд», в свою очередь, поставляется с целого ряда пищевых предприятий.
Дирекция московского завода плавленых сыров «Карат» уже 2 года может гордиться тем, что выполняет госзаказ особого значения на производство продуктов питания для космонавтов. Остается надеяться, что легендарные плавленые сырки «Дружба» и «Орбита» не изменятся во вкусе после того, как недавно «Карат» потерял эксклюзивное право на использование этих советских брендов.
В последний год большую активность в разработках новых блюд для космонавтов проявляют и казахстанские пищевики. Используя ноу-хау российских ученых в области вакуумной упаковки, Казахстанский институт питания придал космической еде новое «звучание».
Творог «Батыр», овощи «Жулдыз», лапша «Сорпа» и борщ «Достык» будут испробованы на казахских космонавтах, покидающих Землю уже в августе этого года. Если бортовой паек придется им по вкусу, то казахские национальные блюда включат в обязательное базовое питание для всех команд, покидающих землю с Байконура.
— Всех интересует вопрос — не вытечет ли наш борщ «Достык» из упаковки, и как вообще космонавты смогут питаться нашими блюдами в условиях невесомости? — улыбается вице-президент Казахстанского института питания Юрий Синявский.— На самом деле, в этом и состоит гениальность упаковки. На ней есть красная черта, по которой нужно вскрывать. А через появившееся отверстие очень просто добавить необходимое количество воды. Потом ждем пару минут — и обед готов, его нужно только выдавливать.
Айнанов Ернар