Православный стол на Крещение
Накануне Крещения установлен однодневный пост. По церковному уставу в этот день предусмотрен однократный прием пищи (горячая пища с маслом — голодная кутья). В день Крещения не положено вкушать пищу до принятия Крещенской священной воды. К обеду на стол ставили множество вкусных праздничных блюд из круп, ягод, меда и мяса. Наши предки в этот день запекали целого поросенка, ставили блюдо в центре стола, и хозяин дома собственноручно должен был отламывать от него куски и раздавать домочадцам. А один из самых маленьких членов семьи по традиции в это время забирался под стол и там негромко похрюкивал, как поросенок. Но все это происходило вечером, а утро праздника начиналось с особого угощения — «крестов» — небольших постных печений. Их ели натощак и запивали святой водой. После «крестов» следовали выпеченные на меду блины или оладьи. Считалось, что чем больше их съесть, тем больше денег сулит предстоящий год.
Народные приметы на Крещение
- Если на Крещение морозы крепче, чем на Рождество, — это предвещает урожайный год.
- Считается, что с помощью снега, собранного в этот праздник, можно избавляться от болезней и даже в засушливых колодцах сберечь воду на целый год. Исключительно целебными свойствами обладает вода, взятая в крещенскую ночь, — именно ее называют святой водой.
- Родиться на Святки — хорошая примета: такие счастливчики будут считаться освобожденными от греха.
- На Крещение снега мало — значит, летом урожай ягод и грибов окажется скудным.
- Снег, метель 19 января — к будущему хорошему урожаю. Если вдобавок снег будет таким обильным, что сучья деревьев окажутся погнутыми, прекрасно уродят все культуры, будут хорошо роиться пчелы.
- Крещенский снег рассказывает об урожае гречихи. Снег пошел с утра — к ранней гречихе, в полдень — гречиха уродит вовремя, а вечерний снег — к позднему урожаю.
На Руси человека крестили, как правило, в младенческом возрасте. В честь крещения младенца устраивался домашний праздник, который назывался крестинами. Да и как было не праздновать, ведь крещение подобно второму рождению, но уже не физическому, а духовному. Новый человек вступает в Церковь, и впоследствии в своей душе он понесет веру и любовь своих отцов. В этот день приходили самые близкие и дорогие люди проведать младенца и родителей.
Существовала русская традиция готовить для крестин особую крестильную кашу. Такую кашу старались сделать как можно вкуснее — на молоке и сливках, даже крупу порой замачивали в молоке, ее обильно сдабривали маслом, вареньем и сахаром, украшали половинками вареных яиц. В нее запекали курицу или петуха, смотря по тому, кто родился: девочка или мальчик. Зерна каши символизировали плодородие, являлись пожеланием иметь много детей, поскольку дети всегда считались благословением Божиим. Молоко являлось пожеланием матери иметь достаточно молока для кормления новорожденного. Для отца ребенка каша готовилась другая — «с потехой», т. е. с добавлением перца, горчицы, хрена, соли сверх меры, чтобы родитель по достоинству мог оценить тяготы своей жены, родившей младенца.
Вот какое описание крестин дает в романе «На горах» А. Мельников-Печерский: «Вдруг перед честной беседой явилась знаменитая повариха, а теперь и бабушка повитуха Дарья Никитишна. В полушелковом темно-красном сарафане, в гарнитуровом холоднике, в коричневом платке с затканными серебряными цветочками на голове, павой выплыла она в горницу с уемистым горшком пшенной каши. С низким поклоном поставила она его перед Васильем Борисычем…
Взял ложку Василий Борисыч. А каша-то крутым-на-круто насолена, перцу да горчицы в нее понакладено. Съел ложку родитель, закашлялся, а бабушка Никитишна не отстает от него: «Изволь, государь-батюшка, скушать все до капельки, не моги, свет-родитель, оставить в горшке ни малого зернышка». Три пота слило с Василия Борисыча, покамест не справился он с крестильной кашей…
Прошла Никитишна вкруг стола, обносила гостей кашею, только не пшенною, а пшена сорочинского, не с перцем, не с солью, а с сахаром, вареньем, со сливками. И гости бабку-повитуху обдаривали, на поднос ей клали, сколько кто производил».
Присутствующей на крестинах детворе раздавали орехи, горох, печенье и пряники. Мелкая выпечка из сдобного дрожжевого теста: плюшки, бублики, крендельки, булочки — называлась бабкиными пирогами и также, являлась традиционным крестильным блюдом. Всеми этими маленькими подарками радовали многочисленных ребятишек, чтобы и для них рождение малыша стало радостью. Новый человек входил в общую любовь, становился неотъемлемой бесценной частью жизни семьи
Источник: (http://www.kulina.ru/articles/holy/doc_5/)