Справка

Шилдехана

Шилдехана — это праздник в честь рождения младенца. Днем знакомые и близкие приходят с пожеланиями, говорят «кутты болсын»,»бау берик болсын» («поздравляем!», «пусть малыш будет здоров»). Вечером собравшиеся гости веселятся и угощаются обильным ужином.

Сразу же после рождения встает вопрос, какое имя будет дано ребенку. По обычаю казахов ребенку дают имена батыров, исторических личностей, также к именам любят добавлять бек, бай, хан, султан. Стараются давать красивые имена, имена знаменитых людей, чтобы ребенок хотя бы немного стал похож на того человека, чьим именем его нарекают.  Вместе с тем родители избегают называть детей именами великих и святых. Имена в прежние времена давались часто в зависимости от ситуации при рождении ребенка. Например, если он появился в месяце Наурыз, то называли сына Наурызбаем. во время айта — Айтбаем,  если рождались одни девочки, то им давали имена Улбосын, Ултуган, Улмекен (ул — мальчик) в надежде, что следующим родится обязательно наследник.

Давать имя, конечно, будут непременно свекры, особенно если это первый ребенок у молодых.  Если же молодые родители захотят назвать своего ребенка сами, то старшее поколение может не на шутку обидеться.  Такая самостоятельность трактуется как неуважение к старшему поколению.  Как только имя ребенку выбрали, проводится обряд  «наречение имени», когда мулла читает азан ребенку в правое ушко (призыв к сбору на молитву), а в левое ушко читается икамат (призыв к началу молитвы). После этого ребёнку оглашается имя и за него читается молитва с прошением для него лучшей доли. Вечером собираются гости из самых близких родственников, отец ребёнка, приносит в жертву барашка, и всё жертвенное мясо раздаётся.

Роженице приносят «калжа». «Калжа» — это мясное блюдо, которая специально готовится для роженицы. Способ ее приготовления очень прост — мелко нарезанную баранину варят, добавляя по вкусу лук. «Калжа» приносят родные роженицы. Это, с одной стороны, забота о женщине, чтобы она быстрее восстановила здоровье, а с другой стороны — знак уважения, внимания. Считалось, что роженице непременно надо съесть калжа, чтобы она не болела болезнями, присущими женщинам после родов – выпадением зубов, высокой утомляемостью и частыми простудами. Помимо поедания калжа, женщине не позволялось купаться в течение семи дней, ее тепло укутывали для того, чтобы она хорошенько пропотела. Горячие супы и обжигающий чай – вот основное питание только родившей женщины. Считалось, что вместе с потом выходят все болезни. Через семь дней роженица возвращалась к обычному ритму жизни.

Через три дня после рождения ребенка, родители проводят еще один обряд. Этот обряд  называется «бесик той», когда родителям дарят их первую люльку и киндик шеше пеленает малыша и кладет его в бесик, все это дело сопровождается специальнымит песнопениями и завершается застольем.  У казахского народа есть понятие «киндик шеше». При рождении ребенка, специально приглашенная женщина разрезает пуповину появившемуся на свет ребенку. «Киндик кесу» (разрезать пуповину) ребенку достается уважаемой женщине или мудрой бабушке. После чего женщине вручают положенный презент «киндик кесер». Женщину, обрезавшую пуповину, называют «киндик шеше» (шеше-мать), и она также считается матерью ребенка. Позже «киндик шеше» может прийти в дом, где растет ребенок и попросить любую вещь, в чем не отказывают. Киндик шеше обязательно должна была быть энергичной, благовоспитанной, честной, обладать и другими хорошими качествами, и, так как согласно магическим верованиям, бытующим у казахов, ее качества передаются ребенку. Пуповина служила оберегом, ее заворачивали в ткань и пришивали к его колыбели.

К изголовью колыбели привязали тұмap – амулет, который, согласно поверью, будет защищать ребенка от злых духов. Затем в отверстие, расположенное в середине колыбели, где был установлен специальный горшочек, обеспечивающий сухость и чистоту ребенка (далекий предок памперсов!), бросили конфеты и другие сласти. Их тут же, подставив ладони, разобрали женщины, не имеющие детей.

На седьмой день, во время праздничного угощения киндик шеше обязательно получала шейную часть барана — «мойын ет», которую должна была тщательно очистить от мяса, чтобы ребенок был таким же чистым и гладким, как кость. Затем она насаживала позвонки на палочку, чтоб ребенок крепко держал шею. В дальнейшем эти палочки хранили в укромном месте в течение всей жизни человека.

Считалось, что те, кто не лежал в бесике, не получил должного воспитания.

При написании статьи использовались следующие материалы:

  1. А. Абатаев «Некоторые верования и обряды, связанные с рождением и воспитанием ребенка»
  2. Коновалов А.В. Казахи Южного Алтая. Алма-Ата. Наука.1986 г.
Поделиться:
Автор:

Комментарии (2)

  1. Вообще сейчас казахи то ли из-за незнания, то ли из лени не соблюдают всех традиций и обычаев, связанных с рождением ребенка. Да, их очень много, и средств нужно не мало, но самые основные, я считаю, должны знать все и стараться выполнять.

    1. Шилдехана — это празднование рождения ребенка. Сейчас делается в день выписки. Мама роженицы первой встречает ее с ребенком. Дома делает освещение горящей свечой или святой водой, особенно то место, где будет спать ребенок. На этот праздник никого не зовут. Просто после выписки все собравшиеся, а это самые близкие люди идут домой и кушают калжа, приготовить его может мама одного из новоиспеченных родителей. А ребенка желательно, кроме мужа и родителей, никому не показывать. Также молодую маму родители мужа одаривают подарками, обычно это золотые украшения, драгоценные камни, которые потом переходят ребенку. Сейчас часто дарят деньги. То есть все этои подарки со стороны мужа — благодарность снохе за продолжение рода. Родители жены привозят детское приданное.

    2. Калжа — это мясное угощение из молодого барашка, которого должны привезти родители мужа, если их нет, то сам муж. Первой отведать его дают роженице, чтобы она восстановила силы после родов и сорпу, чтобы молоко было питательнее. Далее угощаются все остальные. Шейные позвонки барана муж очищает догола от мяса, позвонки вывешивают сушиться, а мясо с позвонков кушает только молодая мама. Из оставшегося мяса нужно варить супы и бульоны для молодой мамы до 40 дней, так заботятся о ее здоровье и самое главное о зубах, которые после родов очень портятся.

    3. Кыркынан шыгару — собирают близких уважаемых женщин с обеих сторон и киндик шеше, которой должна быть девушка или женщина из хорошей семьи, с легкой судьбой, хорошим характером, так как считается, что все эти качества она передает ребенку. В старину киндик шеше перерезала пуповину в момент рождения ребенка, поэтому так и назавется, но сейчас чаще это делает муж в партнерских родах или же акушерка. Она должна ребенка побрить, постричь ногти и омыть 40 ложками воды, приговаривая каждый раз добрые пожелания. Остальные женщины могут ей помогать. Посте обряда киндик шеше дарят золотые украшения, деревянную чашу и ложку, из которой она омывала ребенка. А она в свою очередь золотую булавку, защищающую ребенка от сглаза. Остальным женщинам монеты из ванночки, в которой купали ребенка и раздают калта. Ну и собираются за праздничным дастарханом.

    4. Тусау кесер — обрезание пут. Отмечают чаще совместно с празднованием первого годика. Выбирают молодую девушку с хорошей судьбой, добрым характером и красивой походкой. Ребенка отвлекают бабушки, надевают на него путы в форме восьмерки из белой, зеленой и красной лент, переплетенных между собой. Девушка должна их перерезать, так она открывает перед ним дорогу. Ребенок проходит по ак жол, где в конце ложат разные вещи. Считается, какой предмет ребенок выберет, с тем и будет связана его профессия. Ну а дальше дастархан)))

    Вот то, что нужно сделать до годика. Вроде не много. Просто не нужно собирать на каждый обычай много народу, как это любят делать богатые казахи, а остальные потом на них ровняются. Ведь главное — сделать!

  2. Тут на мой взгляд допущены некоторые ошибки: роженицу встречает не мама родная а муж мамы т.е свекровь. А калжу привозит мама невестки с родней. Часть туши барана в готовом виде подается на дастархан,а часть остается на бульон роженице.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Web Analytics