Посуда

Чаша

Чаша (от латинского чаши, чашки, заимствованного от греческого kalyx — раковины, шелухи), является кубком, или чашей с ножкой, чтобы употреблять напиток. В общих религиозных терминах предназначается для того, чтобы пить во время церемонии.

Религиозное использование

Христианство

В римском католицизме, Восточном православии, Англиканском вероисповедании, Лютеранстве и некоторых других христианских верованиях, потир — постоянная чашка, используемая, чтобы хранить торжественное вино во время евхаристии (также называемой Тайной вечерей или Святым причастием). Чаши часто делаются из драгоценного металла, и иногда богато эмалируются и украшаются драгоценными камнями. Золотой кубок был символическим для семьи и традиции.

Древняя римская чаша была сосудом для питья, состоящим из чашеобразной части, установленной на подставке, и широко использовалась на банкетах. Чаши использовали начиная с ранней церкви. Из-за приказа Иисуса его ученикам, «Делайте это в память обо мне.» (Люк 22:19), и отзыв Пола Евхаристического об обряде в 1 Послании к коринфянам 11:24-25, празднование евхаристии стало главным в христианской литургии. Естественно, посуда, используемая в этом важном богослужении, была сильно украшена и к ней относились с большим уважением. У многих ранних экземпляров чаш имеется большая чашеобразная часть и две ручки. В течение долгого времени размер чаши уменьшался, и основание стало более крупным для лучшей стабильности. В течение долгого времени официальные церковные предписания диктовали конструкцию, благословение, и обработку чаш. Некоторые религиозные традиции все еще требуют, чтобы чаша, по крайней мере на внутренней части чашки, была сделана из золота. Современные чаши могут быть сделаны из глины, древесины, стекла, или других материалов.

В Западном Христианстве часто встречаются чаши с ручками или утолщением, у основания чашки, чтобы легче ее поднимать. В римском католицизме до Ватикана II чаши имели форму тюльпана, и чашки были довольно узкими, так как обычно только священники принимали «Кровь Христа» во время Мессы. Теперь когда все причастники принимают из чаши, современные используемые чаши стали больше. Римско-католические священники часто получают чаши от членов их семей после их первого посвящения в духовный сан.

В Восточном Христианстве (Восточные Ортодоксальные и Восточные Католические церкви), на чаши часто эмалируют или гравируют символы, так же как на кресте. В православии и Восточном католицизме, все причастники получают и «Тело Христа» и «Кровь Христа». Для завершения этого, часть ягненка помещают в чашу, и затем верующие принимают причастие с ложки. Поэтому восточные чаши обычно бывают большего размера, округленной формы. В Русской православной церкви верующие часто целуют «ножку» (основу) чаши после получения Святого причастия. В других традициях они целуют саму чашку. Хотя Ортодоксальным монахам не разрешают хранить личное имущество, каноны разрешают hieromonk (то есть, монах, который был посвящен духовенству) хранить чашу и другие суда, чтобы праздновать Божественную Литургию.

В ранней и средневековой церкви, когда дьякон был посвящен в духовный сан, ему вручали чашу во время служения как признак его пастырства. Ранние письменные обряды посвящения в духовный сан дьякона также отражают эту практику. На Западе дьякон подносит чашу к алтарю в церковных пожертвованиях; на Востоке священник подносит чашу, а дьякон подносит дискос (diskos). Только вину, воде и «части Хозяина» разрешают быть помещенными в чашу, и она не может использоваться ни в какой светской цели.

Чаша, как полагают, является одним из наиболее священных сосудов в христианском литургическом вероисповедании, и ее часто благословляют перед использованием. В Римско-католической церкви, и некоторых Англо-католических церквях, был обычай связанный с чашей, которую освещали, помазанием елеем (мирой), и это освящение могло быть выполнено только епископом или аббатом (только для использования в его собственном монастыре). Среди Восточных церквей измененные методы относительно благословения. В некоторых традициях сам акт празднования Священных Тайн (Причастие) является единственным необходимым благословением; в других есть специальный обряд благословений. В некоторых Восточных традициях это благословение может быть сделано только епископом, в некоторых, оно может быть сделано священником. В любом случае, и на Востоке и на Западе, если чаша подверглась благословению, к ней может прикасаться только посвященный в духовный сан член высокого духовенства (епископ, священник или дьякон). В Русской православной церкви поддьякону разрешают коснуться святых судов, но только если они обернуты в ткань.

Святая Чаша

В христианской традиции «Святая Чаша» — посуда, которую Иисус использовал в Тайной Вечери для вина. Тексты Нового Завета не упоминают о чашке кроме, как в пределах контекста Тайной Вечери и не дают вообще никакого значения непосредственно для объекта. Герберт Терстон в католической Энциклопедии, 1908 г. пришел к заключению, что «Никакая надежная традиция не была сохранена, относительно посуды, используемой Христом в Т.В. В шестых и седьмых столетиях паломники в Иерусалим полагали, что действительную чашу все еще почитают в церкви Святого Гроба Господня, имеющая внутри себя губку, которая была предоставлена Нашему Спасителю на Голгофе.» Несколько уцелевших чашек из драгоценных материалов идентифицированы в местных традициях как Потир.

Священный Грааль

Полностью различная и распространяющаяся история касающаяся чашки Тайной Вечери. В этой чрезвычайно запутанной, хотя знаменитой версии, сосуд известен, как Священный Грааль. В этой легенде Иисус использовал чашку в Последнем Ужине, чтобы установить Мессу. Другие истории утверждают, что Джозеф Аримэтеа использовал чашку, чтобы собрать и сохранить Кровь Христа при Распятии на кресте.

Унитарный Универсализм

При открытии Унитарных Универсалистских услуг вероисповедания многие прихожане освещают пламя в чаше. Пылающая чаша — наиболее широко используемый символ Unitarianism и Unitarian Universalism (UU), и официальная эмблема Унитарной Универсалистской Ассоциации (UUA) и другого Сторонника объединения церквей UU и обществ. Дизайн был создан художником Гансом Деучем, который черпал вдохновение от огненных кубков, горящих на древних греческих и римских алтарях. Это стало подпольным символом оккупированной Европы во время второй Мировой Войны для помощи, Сторонникам объединения, евреям, и другим людям спасающимся от нацистского преследования. Чашу часто показывают окруженную двумя соединенными кольцами, два связанных кольца использовались в качестве раннего символа для Унитарной Универсалистской Ассоциации, показывая присоединение Unitarianism и Universalism. Нет никакой стандартизированной интерпретации символа пылающей чаши. В одной интерпретации чаша — символ свободы религии от наложений доктрины иерархией и открытости для участия всех желающих; пламя интерпретируется, как мемориал тем, кто на протяжении всей истории, жертвовали собой ради религиозной свободы. В другой интерпретации пылающая чаша напоминает крест, символ христианства, как корни Унитарного Универсализма.

Викканство

В викканстве чаша, как женское начало, часто используется в комбинации с Athame (церемониальный нож с черной ручкой), как мужское начало. Их объединение вызывает акт произведения потомства, как символ универсального творческого процесса. Это — символ Большого Обряда в ритуалах викканства. Чаша также используется в Маленьком Обряде.

Нео-язычество

Некоторые формы Нео-язычества также используют чаши в своих ритуалах. Чаша может быть помещена в алтарь или на землю. Чаша может содержать вино, воду, виски, или другие жидкости.

Растафари

Растафари участвуют в деятельности, названной рассуждение. Это рассуждение помогает им сформировать отношения к политике, богословию, репатриации, и компенсации. Участники обсуждают личные проблемы, но основная цель заключается во взаимодействии индивидуальной личности и общества.

Такие сессии включают контролируемое использование ганжи, предназначенной для того, чтобы участники ощутили мирные чувства, единство, и «самосознание». Философия Rasta описывает ганжу контролируемую людьми «как храм Бога», в пределах которого живет Бог. Используя ганжу, как говорят, усиливает действие «скрытого», являющееся через духовную беседу.

На этих сессиях ганжу курят через джойнт (сигарета с марихуаной, самодельная) или в чаше (бульбулятор), очевидцы Rasta сказали, что курильщики из чаши должны быть очень «зрелы и чисто-настроены» из-за сильной дозы наркотика, создаваемой этой уникальной и мощной формой устройства ингаляции.

Отравленная чаша

Термин «отравленная чаша» применяется к вещи или ситуации, которая кажется хорошей, до того как, это получено или испытано, кем-то, но после становится плохо. Идея была упомянута Benedict of Nursia в одном из его изгнаний нечистой силы, найденных на Медали Святого Бенедикта: VaderetroSatana!  Nunquam suade mihi vana! Sunt mala quae libas. Ipse venena bibas! (Прочь сатана! Никогда не соблазняйте меня своим тщеславием! То, что Вы предлагаете мне, является злым. Выпейте яд сами!).

Уильям Шекспир использует выражение в I Акте во II Сцене из Макбет. Происходит в вводном монологе сцены, когда Макбет рассматривает сложные последствия убийства, он делает вывод.

Но в этих случаях

У нас все еще есть суждение; то, что мы, лишь учим

Кровавые инструкции, которые, будучи учением, возвращаются

Словно чума для изобретателя: это справедливое правосудие

Одобряет ингредиенты нашей отравленной чаши

На наших собственных губах.

Геральдика

Использование чаш в геральдике не такая уж редкость, особенно в церковной геральдике. Множество городов и областей также используют чашу. Например, герб муниципалитета Fanas в районе Prättigau/Davos в швейцарском кантоне Graubünden, имеет золотую чашу на сплошном синем фоне.

Жаргонное использование

Во французско-канадской культуре, особенно в и вокруг Квебека, использование названий святых объектов, таких как «câlice» (измененное calice, что является французским словом для чаши) может быть альтернативной формой проклятия. В какой-то степени равносильный американскому «goddam» слову или фразе «God damn it», использование «câlice» или «tabarnak» (табернакл — молельный дом), поскольку междометие весьма распространено в Квебеке. Например: «Câlice! Я забыл закрыть парадную дверь» или бормотание «tabarnak» вздыхая, после того, как обнаруживаете, что у вас спущено колесо.

 

Поделиться:
Автор:

Добавить комментарий

Web Analytics